Scrisoarea nr.12(10-23-03/1-939) din 25.03.98 Particularităţile calculării şi achitării accizelor în anul 1998
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
Особенности исчисления и уплаты акцизов в 1998 году
(Письмо Министерства финансов)
N 12(10-23-03/1-939) от 25.03.1998
(в силу 25.03.1998)
"Contabilitate şi audit", 1998, N 6, стр.76
* * *
Законом о бюджете на 1998 год, принятым Парламентом Республики Молдова и введенным в действие с 12 февраля 1998 года, вносится ряд изменений и особенностей в исчислении и уплате акцизов в 1998 году. Также как и в 1997 году Законом установлен порядок приобретения контрольных марок и маркировки ими подакцизных товаров.
Импортируемые в республику товарно-материальные ценности, подлежащие маркировке контрольными марками и предназначенные для реализации на территории республики, должны маркироваться контрольными марками в соответствии с Положением "О порядке реализации контрольных марок и маркировки ими алкогольных напитков, пива и табачных изделий".
В отличие от 1997 года, согласно Закону о бюджете на 1998 год начиная с 12 февраля 1998 года отменено требование по маркировке контрольными марками пива импортного производства.
В течение 1998 года продолжает действовать основной Закон об акцизах N 347-ХIII от 27 декабря 1994 года. Однако некоторые из его положений изменены действием Закона о бюджете на 1998 год.
Одновременно в целях определения объектов обложения и размера ставок ст.14(1) Закона о бюджете на 1998 год устанавливаются подакцизные товары (продукция) и ставки обложения. При этом указанный перечень (приложение N 5 к Закону о бюджете на 1998 год) распространяется как на товары местного производства, так и на товары, импортируемые в республику. Следует иметь в виду, что Законом N 1569 от 26 февраля 1998 года для импортируемого пива установлена ставка акциза в размере 3 лей за один литр.
Так, согласно Закону о бюджете на 1998 год, как и в течение 1997 года существенно расширена, установленная Законом об акцизах, категория плательщиков акцизов.
В течение 1998 года плательщиками акцизов, кроме предприятий- производителей, реализующих собственную продукцию и предприятий- импортеров, являются (ст.14 Закона о бюджете на 1998 год):
- предприятия, реализующие приобретенные без акциза подакцизные товары (продукцию) или использующие их для производства неподакцизных товаров (продукции), за исключением случаев реализации в пределах республики виноматериалов и неферментированного табака хозяйствующим субъектам, имеющим налоговые отношения с бюджетной системой республики.
Например, предприятия, которые производят из спирта, произведенного или приобретенного без уплаты акцизов, безалкогольные напитки или какие-либо настойки не облагаемые акцизом, должны уплачивать акциз по спирту, использованному для производства этой продукции по мере его отпуска в производство;
- предприятия, реализующие закупаемые у населения (в том числе на комиссионных началах) подакцизные товары (продукцию), включая произведенные населением, которые не были обложены акцизом.
К этой категории плательщиков относятся все предприятия, которые реализуют подакцизные товары приобретенные (либо взятые на комиссию) у населения начиная с 24.04.97 г. К таким товарам относятся как импортируемые из-за пределов республики, так и произведенные предприятиями или населением республики.
Например, по реализации бензина, приобретенного у населения, расчет акциза производится исходя из ставки 600 лей за 1 тонну; пива импортного производства исходя из ставки 3 лея за 1 литр и т.д.
Реализация ювелирных изделий из драгоценных металлов, закупленных (принятых на комиссию) у населения, независимо от того, новые это изделия или бывшие в употреблении, облагается акцизом по полной установленной ставке (согласно приложению N 5 к Закону) независимо от их происхождения.
Как и в 1997 году неуплата акциза по указанным реализациям разрешается только в случаях наличия у предприятий, реализующих эти изделия, документов, подтверждающих уплату акциза физическим лицом;
- физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства, реализующие приобретенные ими без уплаты акциза подакцизные товары (продукцию) или произведенные ими подакцизные товары (продукцию), не обложенные акцизом;
- физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательства, импортирующие в республику подакцизные товары (продукцию) в объемах свыше норм личного потребления, установленных в примечании 2 к приложению N 6 к Закону о бюджете на 1998 год;
- предприятия-переработчики по продукции (при ее отпуске), произведенной из давальческого сырья экономических агентов, а также физических лиц (независимо от того имеют эти экономические агенты или нет взаимоотношения с бюджетной системой республики).
Как и в 1997 году, настоящий порядок распространяется и на объемы товаров, принадлежащих физическим лицам, не являющимися субъектами предпринимательства, т.е. обязанности по уплате акциза в бюджет возложены на предприятие, которое является переработчиком. Данное положение распространяется на выработку любой подакцизной продукции.
Аналогично 1997 году перемещение виноматериалов, вина наливом и табака неферментированного внутри таможенной территории республики между экономическими агентами, имеющими налоговые отношения с бюджетной системой республики, производится по ценам без акциза.
Следует учесть, что начиная с 24.04.97 г. в связи с упразднением порядка проведения зачета акциза, уплаченного за виноматериалы и вина наливом, при исчислении платежа производителем готовой подакцизной винопродукции предприятия-переработчики не имеют права зачета акциза по сумме акциза, уплаченного за указанную винопродукцию. Исключением из этого порядка являются случаи зачета акциза, уплаченного при вывозе на переработку или доработку вина за пределы таможенной территории. Также должны быть приняты в зачет суммы акциза, уплаченные при вывозе на переработку за пределы республики табака неферментированного, в случае если из него производится иная подакцизная продукция (табачные изделия).
Виноматериалы и вина наливом, выработанные из давальческого сырья, во всех случаях не облагаются акцизами при отпуске их предприятиям, которые имеют налоговые отношения с бюджетной системой республики.
Подлежат обложению акцизами виноматериалы и вина наливом, выработанные из давальческого винограда в случае, если они:
- отгружаются за пределы республики;
- отгружаются экономическим агентам, находящимся на территории Республики Молдова, но не имеющим налоговых отношений с бюджетной системой республики;
- отгружаются на условиях самовывоза собственнику давальческого сырья - экономическому агенту, не имеющему налоговых отношений с бюджетной системой республики (расположенному в Приднестровском регионе или за пределами Республики Молдова);
- реализуются по поручению собственника населению или через розничную торговую сеть.
Кроме этого следует принять во внимание, что виноматериалы, вина наливом и неферментированный табак облагаются акцизом при экспорте как в страны СНГ, так и за их пределы.
При этом следует учесть, что моментом совершения оборота для исчисления акциза при вывозе (включая временный вывоз на переработку за пределы таможенной территории республики) виноматериалов, вина наливом и табака неферментированного за пределы республики является день отгрузки продукции.
В соответствии с Постановлением Правительства N 777 от 13 августа 1997 года все договоры на промышленную переработку продукции за пределами таможенной территории республики должны быть зарегистрированы в Главной государственной налоговой инспекции и взяты на учет в территориальных налоговых инспекциях, в соответствии с порядком, изложенным в письме Министерства финансов N 11(10-23-02/1-756) от 30.04.97 "О применении налога на добавленную стоимость и акцизов по товарно-материальным ценностям, временно вывозимым за пределы республики а также ввозимым в республику на переработку".
В связи с этим в Государственных налоговых инспекциях должен быть организован учет движения продукции, вывезенной на переработку за пределы республики, и ввезенной в республику готовой продукции, а также контроль соблюдения действующего таможенного и налогового законодательства по этим поставкам.
Так же как и в 1997 году ставка акциза на спирт 100%-ной крепости, установленная на 1 дал спирта, составляет 30 лей. Поэтому для ее применения необходимы перерасчеты ставки в зависимости от крепости облагаемого спирта (произведенного или импортируемого).
В случае несоответствия емкостей (объемов) производимой (импортируемой) подакцизной продукции соответствующим единицам измерения приведенным в приложении N 5 к Закону о бюджете на 1998 год, предприятия-плательщики акциза обязаны произвести расчет ставки на требуемую емкость (объем). Пример такого расчета приведен в Инструкции Министерства финансов "О порядке исчисления и уплаты акциза" N 20 от 13 июня 1995 года.
Законом о бюджете на 1998 год не установлено обложение акцизами виноматериалов, вин наливом и табака неферментированного при ввозе их на таможенную территорию республики.
Акцизы взыскиваются по действующим ставкам исходя из объемов реализации готовой винопродукции, произведенной из виноматериалов или при оказании услуг по переработке, исходя из объемов выработки.
Начиная с 12 февраля 1998 года введен акциз на импортируемые автомобили. Ставки акциза дифференцированы в зависимости от срока службы автомобиля и объема его двигателя.
Статьей 15 Закона предусмотрены некоторые освобождения от акцизов.
Так не облагается акцизами табак, импортируемый для переработки и производства подакцизных товаров хозяйствующими субъектами, имеющими налоговые отношения с бюджетной системой республики, располагающими цехами для ферментации табака и производства табачных изделий на основании соответствующих лицензий.
Поэтому начиная с 12 февраля 1998 года упразднена ранее действующая льгота по акцизу на спирт, импортируемый производителями подакцизной продукции. Начиная с указанной даты весь ввозимый в республику спирт (за исключением ввозимого медицинскими, фармакологическими учреждениями в целях использования его для производства парфюмерии, а также ввозимого в таможенных режимах, указанных в ст.13(7) Закона о бюджете на 1998 год) подлежит обложению акцизами.
Кроме указанной льготы Законом о бюджете на 1998 год введено освобождение от акциза по ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, приобретаемых для пополнения государственного фонда (Государственного хранилища ценностей) и освобождение от акциза по импортируемым Кишиневским заводом "Giuvaier" комплектующим изделиям для использования их в производстве.
Следует обратить особое внимание, что начиная с 12 февраля 1998 года упразднена процедура предоставления отсрочки по внесению акцизов в бюджет (в том числе и по импортируемым нефтепродуктам).
Согласно Постановлению Правительства N 59 от 19 января 1998 года "О дополнительных мерах по укреплению финансовой дисциплины" уплата платежей при импорте подакцизных товаров перенесена на внешние таможни.
Согласно ст.18(4) Закона Департамент таможенного контроля в срок до 15 числа представляет налоговым органам информацию об импорте и экспорте хозяйствующими субъектами товарно-материальных ценностей, о движении товаров через свободные таможенные склады, об исчисленных и уплаченных суммах акциза, о количестве реализованных контрольных марок, которые должны быть использованы в целях учета и контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами таможенного и налогового законодательства.
На основании вышеизложенного, Министерство финансов обязывает подведомственные органы и рекомендует таможенным органам обеспечить разъяснительную работу среди налогоплательщиков и неукоснительное применение на практике вышеуказанного законодательства.
| МИНИСТР | В.С. КИЦАН |