BIZLEXLegislația Republicii Moldova
Documente

Scrisoarea nr.31/10-23-02/1-1864 din 07.08.98 cu privire la aplicarea TVA la intrarea în vigoare a titlului III al Codului fiscal şi la rectificarea bugetului pe anul 1998

Tipul documentului
Documente
Data adoptării
07.08.1998
Textul în limba selectată nu este disponibil. Este afișată cealaltă versiune lingvistică.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

О применении НДС при вступлении в силу раздела III

Налогового кодекса и уточнении бюджета на 1998 год

(Письмо Министерства финансов)

N 31/10-23-02/1-1864  от  07.08.1998

 (в силу 07.08.1998) 

"Contabilitate şi audit", 1998, N 8-9, стр.146

* * *

В связи с вступлением в силу, начиная с 01.07.98 г. раздела III Налогового кодекса, Министерство финансов доводит до сведения следующее.

Положения раздела III Налогового кодекса вступают в силу, начиная с 01.07.98 г. В связи с этим утрачивает силу Закон о налоге на добавленную стоимость N 264-XIII от 08.11.94 г. Действие положений по применению НДС предусмотренных Законом о бюджете на 1998 год N 1446-XIII от 27.12.97 г. (с учетом соответствующих изменений и дополнений) сохраняют свою силу.

Все экономические агенты, являющиеся субъектами налогообложения НДС по состоянию на 20.04.98 г., должны в срок до 01.07.98 г. зарегистрироваться в территориальных налоговых органах и получить Регистрационный сертификат субъекта налогообложения НДС.

При этом поскольку для предприятий торговли (в т.ч. комиссионной) изменяется налогооблагаемая база, а именно налогообложению подлежит полная стоимость поставки, следует рассмотреть необходимость регистрации их в качестве субъектов обложения НДС (в том случае, если осуществленные ими облагаемые поставки за истекшие 12 месяцев превышали предел в 20 тыс.лей).

Предприятия - субъекты налогообложения НДС, располагающие Регистрационными сертификатами, должны обратиться в органы Департамента статистики и получить бланки счетов-фактур по НДС.

Начиная с 01.07.98 г. все совершаемые экономическими агентами республики субъектами налогообложения НДС облагаемые поставки товаров, услуг осуществляются только на основании счетов-фактур по НДС.

По поставкам товаров (услуг), осуществляемым ими до 01.07.98 г., счета-фактуры по НДС не применяются. При этом, если оплата таких поставок будет произведена после 01.07.98 г., исчисление налога на добавленную стоимость производится в соответствии с требованиями Закона о налоге на добавленную стоимость N 264-XIII от 08.11.94 г.

При этом, в связи с изменением с 01.07.98 г. (ст.108) даты налогового обязательства, экономические агенты, имеющие на 01.07.98 г. задолженность покупателей по товарам (услугам), отгруженным (оказанным), но не оплаченным на указанную дату, обязаны начислить к уплате НДС по этим отгрузкам и отразить в июле данные начисления НДС в Регистре продаж одной строкой общими суммами.

Предприятия, являющиеся неплательщиками НДС на 01.07.98 г., имеющие на 01.07.98 г. задолженности покупателей по товарам (услугам), отгруженным (оказанным), но не оплаченным на эту дату, не начисляют НДС по расчетам покупателей за эти поставки.

По авансам, полученным субъектами налогообложения до 01.07.98 г. и поставкам, по которым осуществляется после 01.07.98 г. исчисление налога производится также в соответствии с требованиями Закона о налоге на добавленную стоимость N 264-XIII от 08.11.94 г.

При поставке товарно-материальных ценностей (услуг) после 01.07.98 г. под аванс, полученный до 01.07.98 г., субъекты налогообложения обязаны выписать счет-фактуру по НДС, произведя соответствующую запись в Регистре продаж, предварительно указав в данном Регистре минусом сумму НДС, начисленную ранее по полученному авансу.

Получив после 01.07.98 г. товарно-материальные ценности по авансу, выданному до 01.07.98 г., субъекты налогообложения производят в Регистре покупок запись по данным полученных счетов- фактур по НДС, предварительно указав минусом сумму НДС, ранее отнесенную на расчеты с бюджетом по выданному до 01.07.98 г. авансу.

Начиная с 01.07.98 г. право на зачет сумм НДС по приобретаемым товарно-материальным ценностям, услугам предоставляется только при наличии счета-фактуры по НДС или таможенной декларации на импортированные товарно-материальные ценности.

В связи с этим по суммам НДС, уплаченным, либо подлежащим уплате по товарно-материальным ценностям и услугам, приобретенным у экономических агентов, расположенных на территории Республики Молдова, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой, начиная с 01.07.98 г. право на зачет не предоставляется в связи с отсутствием счетов-фактур по НДС, сопровождающих эти поставки.

[Абзац изменен Письмом Мин.Фин. N 45(10-23-02/1-2596) от 09.11.98, в силу 09.11.1998]

Суммы НДС по товарно-материальным ценностям, происходящим и поставляемым с территории Российской Федерации, Республики Беларусь в период с 01.07.98 г. и до ввода в действие Закона об уточнении бюджета на 1998 год, т.е. до 08.08.98 г., в соответствии со статьей 13(1) Закона о бюджете на 1998 год, также подлежат отнесению на расчеты с бюджетом, т.е. принимаются в зачет при условии выделения их в платежных, расчетных и сопроводительных документах отдельной строкой.

Начиная с 08.08.98 г., в соответствии со ст.6 Закона об уточнении бюджета на 1998 год суммы НДС по товарно-материальным ценностям, происходящим и поставляемым с территории Российской Федерации, Республики Беларусь, не относятся на расчеты с бюджетом, т.е. по данным поставкам право на зачет не предоставляется.

В связи с изложенным, начиная с 08.08.98 г. в разделе III письма Министерства финансов от 26.06.98 г. N 21(10-23-02/1-1492) утрачивает силу абзац 8, в части предоставления права на зачет сумм НДС по приобретению товарно-материальных ценностей и услуг у экономических агентов, расположенных на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой и с 08.08.98 г. в части права на зачет сумм НДС, по приобретению товарно-материальных ценностей и услуг у экономических агентов, расположенных на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

По суммам НДС, уплаченным по остаткам товарно-материальных ценностей числящихся у субъектов налогообложения по состоянию на 01.07.98 г., порядок взаимоотношений следующий.

У субъектов налогообложения - производителей товаров (услуг) суммы НДС, ранее уплаченные по приобретению товарно-материальных ценностей, услуг (в т.ч. приобретенных в Российской Федерации, Республике Беларусь и у предприятий, расположенных на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с ее бюджетной системой), числящихся в остатках по состоянию на 01.07.98 г. и отнесенных на расчеты с бюджетом до указанной даты, в соответствии с требованиями ст.7 Закона о налоге на добавленную стоимость N 264-XIII от 08.11.94 г. остаются без изменений.

Вместе с тем, с вступлением в силу раздела III Налогового кодекса изменяется понятие облагаемая стоимость облагаемой поставки у торговых предприятий, в связи с чем данные предприятия получают право на зачет сумм НДС, уплаченных, либо подлежащих к уплате по приобретению товаров.

[Абзац изменен Письмом Мин.Фин. N 45(10-23-02/1-2596) от 09.11.98, в силу 09.11.1998]

В связи с этим у субъектов налогообложения, реализующих приобретенные товары и имеющих по состоянию на 01.07.98 г. остатки нереализованных товаров, суммы НДС по этим товарам, учтенные ранее в их стоимости, подлежат отнесению на зачет в случае, если:

- суммы налога выделены отдельной строкой в расчетных, платежных и сопроводительных документах на приобретение;

- если эти товары были ранее импортированы с уплатой налога по ним при импорте и субъект налогообложения является непосредственным импортером и имеет таможенную декларацию, подтверждающую уплату налога.

Запрещается самостоятельное исчисление (выделение) сумм НДС расчетным путем.

Зачет указанных сумм НДС производится как по оплаченным, так и по подлежащим к оплате поставкам.

[Абзац в редакции Письма Мин.Фин. N 45(10-23-02/1-2596) от 09.11.98, в силу 09.11.1998]

Не принимаются к зачету суммы НДС, учтенные в стоимости остатков товаров, числящихся на 01.07.98 г., если они

- происходят и импортированы из Российской Федерации и Республики Беларусь и не оплачены поставщикам до 08.08.98 г.;

- закуплены у экономических агентов, расположенных на территории республики, но не имеющих налоговых отношений с бюджетной системой, и не оплачены поставщикам до 08.08.98 г.

Для правомерности зачета сумм НДС по приобретению товаров, числящихся в остатках у торговых предприятий, данные остатки товаров должны быть проинвентаризированы плательщиками НДС по состоянию на 01.07.98 г.

Указанные суммы налога по оплаченным остаткам товаров должны быть внесены в отдельный расчет по НДС (по форме согласно приложению N 1 к настоящему письму), который вместе со сводным актом инвентаризации должен быть представлен в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика НДС в срок до 01.08.98 г. Об изложенном было доведено письмом Главной государственной налоговой инспекции от 23.06.98 г. N 20(10-23-02/1-1413).

Определенные инвентаризацией суммы НДС по числящимся в остатках ранее приобретенным товарам должны быть внесены в Регистр покупок.

При этом в Регистр покупок должны быть внесены стоимость товаров (и НДС по ним), которые оплачены или подлежат оплате. По числящимся в остатках нереализованным товарам, не оплаченным на 01.07.98 г., поскольку зачет НДС будет произведен по мере их оплаты поставщикам, в Регистр покупок необходимо внести дополнительные графы, показатели которых будут указывать сумму оплаченного НДС и дату произведенной оплаты.

Запись показателей в Регистр покупок по указанным остаткам должна быть произведена: по остаткам товаров, оплаченных на 01.07.98 г. - одной строкой общими суммами; по остаткам товаров, не оплаченных на 01.07.98 г. - отдельно по каждому сопроводительному документу на их поставку от поставщика.

В аналогичном порядке проводится инвентаризация остатков товаров экономическими агентами, которые по состоянию на 01.07.98 г. не были субъектами налогообложения, т.е. были зарегистрированы как неплательщики НДС, и впоследствии осуществили регистрацию как субъекты налогообложения по НДС.

Зачет сумм НДС по приобретению основных средств, нематериальных активов производится только в случаях их приобретения после 01.07.98 г. По основным средствам, нематериальным активам, числящимся на балансах предприятий на 01.07.98 г., а также по оборудованию, приобретенному до 01.07.98 г., предназначенному к установке, зачет сумм НДС, содержащихся в их стоимости, не производится.

Также не производится зачет НДС по основным средствам, нематериальным активам, оплаченным до 01.07.98 г., но не полученным на указанную дату.

Относительно переходных положений по освобожденным поставкам необходимо учесть следующее.

В случаях, если начиная с 01.07.98 г. какие-либо из поставок товаров (услуг), согласно действию раздела III Налогового кодекса переходят в категорию освобожденных от НДС, то в отношении сумм НДС, уплаченных и отнесенных на расчеты с бюджетом, по числящимся в остатках сырью, материалам, комплектующим изделиям, топливу и т.д. применяется следующий порядок. На суммы указанного налога должна быть увеличена стоимость числящихся в учете остатков сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и т.д. Одновременно с этим указанные суммы НДС должны быть отнесены на увеличение причитающегося к уплате в бюджет НДС и отражены в Регистре продаж.

В случаях, если ранее (до 01.07.98 г.) поставки товаров (услуг) подлежали освобождению от налога и учет расходов по ним (в т.ч. по приобретению сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива и т.д.) осуществлялся по стоимости, включающей в себя НДС, необходимо руководствоваться следующим. Указанные остатки товарно-материальных ценностей должны быть проинвентаризированы по состоянию на 01.07.98 г., а суммы НДС, учтенные в стоимости приобретения (в случае, если они выделены отдельной строкой в расчетных, платежных и сопроводительных документах на приобретение) подлежат зачету, по мере их оплаты.

Данные оплаченные поставщикам по состоянию на 01.07.98 г. суммы налога, отнесенные на уменьшение расчетов с бюджетом должны быть указаны в отдельном расчете по НДС (по форме, согласно приложению N 1 к настоящему письму), который вместе с актами инвентаризации должен быть представлен в территориальную налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика НДС в срок до 01.08.98 г.

Реализация товаров, как приобретенных, так и импортированных, в случае, если они не были обложены НДС в силу действия установленных льгот, производится без обложения налогом в случае, если по поставкам этих товаров сохраняется действие льгот по НДС.

При реализации товаров, приобретенных по ценам без НДС (в силу действия льгот), но которые после 01.07.98 г. не освобождаются от НДС, облагаемой стоимостью является стоимость поставки, определенная в соответствии с требованиями раздела III Налогового кодекса, т.е. их полная стоимость реализации.

Относительно вопроса взаимоотношения с бюджетом по необлагаемым поставкам, предусмотренным Законом о бюджете на 1998 год, следует учесть что льготы, предусмотренные Законом о бюджете на 1998 год, имеют параллельное действие наряду с льготами, установленными ст.103 Налогового кодекса, но при этом применяются в соответствии с требованиями раздела III Налогового кодекса.

Относительно отдельных освобождаемых Законом о бюджете на 1998 год поставок необходимо отметить следующее.

Предусмотренное ст.27(1) лит."а" Закона о бюджете на 1998 год освобождение от НДС оборотов по реализации хлеба и хлебобулочных изделий в связи с вводом с 01.07.98 г. в действие раздела III Налогового кодекса предоставляется в прежнем порядке, т.е. применяется нулевая ставка всеми предприятиями, как производящими указанную продукцию, так и в последующем реализующими ее.

С 08.08.98 г. в соответствии со ст.13 Закона об уточнении бюджета на 1998 год, указанное освобождение от НДС хлеба и хлебобулочных изделий отменяется и устанавливается ставка налога в размере 8 процентов.

При этом превышение сумм НДС, принятых к зачету по товарно-материальным ценностям, услугам, приобретаемым для производства этих товаров, над суммами НДС, полученными по произведенным поставкам, возмещается из бюджета. Порядок возмещения указанных сумм НДС будет доведен дополнительно.

Освобождение от НДС поставок молока и молочных продуктов, начиная с 01.07.98 г. осуществляется у предприятий-производителей в прежнедействующем порядке, т.е. по нулевой ставке. Дальнейшая реализация этой продукции предприятиями торговли в соответствии с требованиями раздела III Налогового кодекса освобождается от НДС с отнесением уплаченных сумм налога в затраты согласно ст.102(2). При этом, если у данного торгующего предприятия поставки смешанные - как освобожденные, так и облагаемые, то взаимоотношения с бюджетом регулируются ст.102(3) Налогового кодекса.

С 08.08.98 г. в соответствии со ст.13 Закона об уточнении бюджета на 1998 год, указанное освобождение от НДС молока и молочных продуктов также отменяется и устанавливается ставка налога в размере 8 процентов. Взаимоотношения с бюджетом определяются аналогично указанным выше, установленным для реализации хлеба и хлебобулочных изделий.

Следует обратить внимание, что начиная с 01.07.98 г. для применения НДС установлена единая облагаемая стоимость облагаемой поставки - полная стоимость реализации без НДС. Поэтому в последующем реализуемая, освобожденная от НДС согласно ст.27(1) п.17 Закона о бюджете на 1998 год не предприятиями системы пенитенциарных учреждений продукция должна облагаться по полной стоимости реализации.

В связи с этим начиная с 01.07.98 г. дальнейшая реализация угля, облагаемая при импорте в соответствии со ст.27(5) Закона о бюджете на 1998 год по ставке 10% должна облагаться исходя из установленной разделом III Налогового кодекса облагаемой стоимостью облагаемой поставки с применением стандартной ставки обложения - 20%.

Аналогичный подход распространяется на дальнейшую реализацию импортируемого оборудования и пр. освобожденного согласно ст.27(1) лит."g" Закона о бюджете на 1998 год, а также импортируемых легковых автомобилей, освобожденных согласно ст.27(1) п.11 указанного Закона.

При этом следует иметь в виду, что с 08.08.98 г. в соответствии с Законом об уточнении бюджета на 1998 год пониженная ставка НДС по импорту угля утрачивает силу, а по легковым автомобилям, кроме импорта, от НДС освобождаются также поставки их на внутреннем рынке республики. Поэтому указанный выше порядок по реализации угля и автомобилей имеет силу только до 08.08.98 г.

Начиная с 01.07.98 г. облагаемая НДС стоимость при реализации подакцизной продукции (товаров) включает в себя суммы акцизов. В связи с этим по отгруженным до указанной даты подакцизным товарам, не оплаченным до 01.07.98 г., сумма НДС, подлежащая зачету, определяется исходя из облагаемой стоимости, не включающей в себя акцизы.

Учет НДС у предприятий субъектов налогообложения, начиная с 01.07.98 г. осуществляется в соответствии со ст.118 раздела III Налогового кодекса. Обязательно ведение Регистров покупок и продаж.

Начиная с 01.07.98 г. кроме Закона Республики Молдова N 264-XIII от 08.11.94 г. "О налоге на добавленную стоимость" утрачивают силу Инструкции Министерства финансов N 10 от 10.03.95 г. "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" и все письма Министерства финансов и Главной государственной налоговой инспекции, разъясняющие порядок применения налога согласно положениям Закона "О налоге на добавленную стоимость" N 264-XIII от 08.11.94 г.

Об изложенном доведите до сведения плательщиков.