Приказ N 31-A от 18.02.2026 oб утверждении Особенностей начисления и перечисления взносов обязательного государственного социального страхования в 2026 году
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАССА
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
П Р И К А З
об утверждении Особенностей начисления и перечисления взносов
обязательного государственного социального страхования в 2026 году
№ 31-A от 18.02.2026
(в силу 27.03.2026)
Мониторул Офичиал ал Р. Молдова № 100-103 ст. 157 от 27.02.2026
* * *
Во исполнение положений Закона № 489/1999 о государственной системе социального страхования и Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год и в целях предоставления рекомендаций по применению правовых положений физическими и юридическими лицами, имеющими права и обязанности, вытекающие из вышеуказанных законов,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Особенности начисления и перечисления взносов обязательного государственного социального страхования в 2026 году согласно приложению.
2. Довести до сведения плательщиков взносов в бюджет государственного социального страхования данный приказ посредством публикации на официальном сайте www.cnas.md и в Официальном мониторе Республики Молдова.
3. Главному управлению администрирования платежей и плательщиков довести до сведения структурных подразделений Национальной кассы социального страхования положение данного приказа и разместить приказ и Особенности начисления и перечисления взносов обязательного государственного социального страхования в 2026 году в ИС "e-Biblioteca" в течение трех рабочих дней с момента утверждения.
4. Контроль над исполнением положений данного приказа оставляю за собой.
| ЗАМ. ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА | Татьяна ПОПА |
| № 31-A. Кишинэу, 18 февраля 2026 г. | |
Приложение
к Приказу НКСС
№ 31-А от 18.02.2026 г.
ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
взносов обязательного государственного социального страхования в 2026 году
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Начисление и перечисление взносов обязательного государственного социального страхования (далее - взносы) осуществляется в соответствии с положениями Закона № 489/1999 о государственной системе социального страхования (Официальный монитор Республики Молдова, № 1-4 от 06.01.2000 г.) и Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год (Официальный монитор Республики Молдова № 659-661 от 31.12.2025 г.).
2. Категории плательщиков и застрахованных лиц, размеры взносов обязательного государственного социального страхования, основа для их исчисления и сроки перечисления в бюджет государственного социального страхования, а также виды застрахованных социальных пособий представлены в приложении 1 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования.
2.1. Законом № 228/2025 о внесении изменений в некоторые нормативные акты в приложение 1 к Закону № 489/1999, вступающие в силу с 1 января 2026 года, была введена новая категория плательщиков взносов в бюджет государственного социального страхования,– "1.10 Независимые предприниматели, предусмотренные главой 104 раздела II Налогового кодекса № 1163/1997". К данной категории относятся физические лица, осуществляющие независимую экономическую деятельность в сфере оказания услуг. Эти лица принимаются на учет в качестве плательщиков взносов в бюджет государственного социального страхования на основании информации, полученной от Агентства государственных услуг с даты присвоения государственного идентификационного номера. Указанные лица уплачивают единый налог в размере 15% от дохода, полученного от независимой экономической деятельности в сфере оказания услуг в течение налогового периода и подтвержденного методами учета, предусмотренными налоговым законодательством. В случае если годовой доход превышает порог в 1 200 000 леев, к части, превышающей этот порог, применяется ставка единого налога в размере 35%. В состав единого налога включаются также взносы государственного социального страхования, которые составляют 53,3% от данного налога. Расчет единого налога осуществляется путем применения налоговой ставки к доходу, полученному от независимой экономической деятельности в сфере оказания услуг, посредством направления уведомлений об оплате до 10 числа месяца, следующего за отчетным, Государственной налоговой службой, которая впоследствии перечислит часть взносов социального страхования через платформу интероперабельности Национальной кассе социального страхования. Сумма взносов, полученная от Государственной налоговой службы, отражается на счете плательщика как обязательство перед бюджетом государственного социального страхования и зачисляется на его личный счет социального страхования. Уплата единого налога осуществляется ежемесячно – до 25 числа месяца, следующего за отчетным. Расчет и уплата единого налога, в состав которого включены взносы социального страхования, дает право данным лицам пользоваться всеми видами государственных социальных страховых выплат. В случае если в результате перерасчета взносов будет установлено, что социальные страховые выплаты были назначены или выплачены в большем размере, чем предусмотрено, независимые предприниматели обязаны вернуть излишне выплаченные суммы.
2.2. Законом № 318/2025 о внесении изменений в некоторые нормативные акты (в сфере налогообложения), вступающие в силу с 1 июля 2026 года, из приложения 1 к Закону № 489/1999 была исключена категория плательщиков взносов в бюджет государственного социального страхования "1.8 Работодатель в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров – за лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору, осуществляющих таксомоторные автотранспортные перевозки пассажиров". Последним периодом, за который работодатели в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров будут начислять, декларировать и уплачивать взносы государственного социального страхования за лиц, трудоустроенных по индивидуальному трудовому договору и осуществляющих автотранспортные перевозки пассажиров, является июнь 2026 года. Соответственно, последним периодом, за который социальные страховые взносы за указанных лиц будут декларироваться посредством Отчета о начислении подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и взносов обязательного социального страхования (Форма TAXI18), является июнь 2026 года. Начиная с июля 2026 года данные работодатели будут начислять , декларировать и уплачивать взносы социального страхования для всех работников в соответствии с пунктом 1.1 приложения 1 к Закону № 489/1999 и применять тариф в размере 24% к сумме заработной платы и вознаграждений, начисляемых ежемесячно всем работникам, включая лиц, трудоустроенных по индивидуальному трудовому договору и осуществляющих автотранспортные перевозки пассажиров. Декларирование взносов социального страхования для всех работников будет осуществляться посредством Декларации об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования (Форма IPC21).
2.3. Законом № 335/2025 о внесении изменений в некоторые нормативные акты (упрощение порядка ведения бизнеса) были внесены изменения в часть (11) статьи 20 Закона № 489/1999. Соответственно, за периоды, начиная с 1 января 2026 года, расчет взносов социального страхования для физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, будет производиться ежемесячно Национальной кассой социального страхования – до 25 числа месяца, следующего за отчетным. За периоды, начиная с 1 января 2026 года, физическое лицо, осуществляющее деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, не обязано представлять Отчет об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования (Форма CAS18-AN). Данная категория лиц может проверять взносы социального страхования, ежемесячно рассчитанные Национальной кассой социального страхования , в своем личном счете социального страхования, которые отражаются с категорией "173".
3. Порядок и сроки декларирования взносов обязательного государственного социального страхования предусмотрены в ст.5 Закона № 489/1999 о государственной системе социального страхования.
4. Виды платежей и доходов, по которым не начисляются взносы обязательного государственного социального страхования, предусмотрены в приложении 3 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования.
4.1. Законом № 187 от 10 июля 2025 года о внесении изменений в некоторые нормативные акты, касающиеся налоговой и таможенной политики на 2026 год, приложение 3 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования было дополнено пунктом 101 следующего содержания: "101 возмещение расходов государственным служащим, лицам, занимающим ответственные государственные должности, а также медицинским и фармацевтическим работникам, работающим в публичных медико-санитарных учреждениях, исполняющим свои служебные обязанности в населенных пунктах, отличных от места их проживания, на проезд в оба конца и/или расходов по найму жилья в размере и порядке, установленных Правительством". С доходов, указанных в пункте 101, обязательные взносы государственного социального страхования начисляться не будут.
4.2. Пункт 12) указанного приложения устанавливает, что к видам выплат и доходов, по которым не начисляются обязательные взносы государственного социального страхования, относятся вычитаемые расходы, предусмотренные частью (193) и частью (20) статьи 24 Налогового кодекса № 1163/1997. С 1 января 2026 года вступили в силу изменения в статью 24 часть (193) пункт c) Налогового кодекса, которые разрешили работодателю компенсировать и/или учитывать расходы, понесенные работниками в туристических структурах, размещенных в сельских зонах Республики Молдова, включая расходы, связанные с отпускными ваучерами (тикетами на отдых). Размер вычета ограничен 50% от среднемесячной заработной платы по экономике, прогнозируемой и утвержденной Правительством на год, за который предоставляется соответствующая компенсация. Соответственно, на сумму указанных вычитаемых расходов обязательные взносы государственного социального страхования не начисляются (пункт 12 приложения 3 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования).
5. Ежемесячной основой для исчисления взносов социального страхования, начисляемых работодателями, является фонд оплаты труда и другие выплаты, начисленные ежемесячно для всех работников.
6. Ежемесячной основой для исчисления размера взносов социального страхования для лиц, которые самостоятельно осуществляют профессиональную врачебную деятельность в одной из форм организации профессиональной деятельности, предусмотренных Законом об охране здоровья № 411/1995, является доход данного лица, определенный в соответствии с положениями законодательства.
7. В соответствии с положениями ст.20 ч.(5) Закона № 489/1999 о государственной системе социального страхования, плательщики взносов в бюджет государственного социального страхования, в том числе финансируемые из национального публичного бюджета, обязаны начислять и перечислять в соответствующем размере и в сроки, установленные в приложении №1, взносы обязательного государственного социального страхования в бюджет государственного социального страхования по начисленной заработной плате и другим выплатам. Таким образом, взносы государственного социального страхования исчисляются по методу учета начисленных обязательств.
8. В контексте правил, представленных в предыдущем пункте, взносы государственного социального страхования, начисленные в текущем периоде за предыдущие периоды, осуществляются по тарифам, установленным за текущий период и начисляются в расчетном месяце.
8.1. Взносы обязательного государственного социального страхования, начисленные на суммы выплат по ежегодным отпускам, рассчитанным в декабре 2025 года, включающих периоды декабря 2025 г. и января 2026 г., декларируются в таблице № 2 Декларации об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования (Форма IPC21) за декабрь 2025 г. с категорией застрахованного лица "160 – лицо, находящееся в очередном оплачиваемом отпуске" с указанием соответствующих периодов декабря 2025 г. и января 2026 г. В случае расчетного периода, относящегося к 2026 году, декларирование взносов социального страхования осуществляется в том месяце, в котором они были начислены с указанием соответствующих периодов.
8.2. При начислении взносов обязательного государственного социального страхования в течение 2026 года, относящихся к периодам до 2026 года, применяются тарифы 2026 года и декларируются в текущем месяце в таблице № 2 Декларации об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования (Форма IPC21). В данных ситуациях используются категории застрахованных лиц "105 - Лицо, работающее по гражданско-правовому договору", "168 - Лицо, которое было восстановлено на работе по решению судебного органа", "170 – Лицо, работающее в проектах (программах) с внешним финансированием" с указанием соответствующих периодов.
8.3 Для больничных листков, предоставленных в 2026 году за период 2025 года, назначается пособие по временной нетрудоспособности, оплаченное из средств работодателя с соблюдением норм действующего законодательства, которое декларируется в таблице № 2 Декларации об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисленных взносов обязательного государственного социального страхования (Форма IPC21) в том месяце, в котором были назначены, с использованием категорий застрахованных лиц "15311– Лицо, получившее пособие по временной нетрудоспособности, обусловленное общим заболеванием или несчастным случаем, не связанным с работой, выплаченное из средств работодателя", "15321 – Лицо, получившее пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, выплаченное из средств работодателя" и указываются периоды больничного отпуска, за которые пособие по временной нетрудоспособности было выплачено за счет работодателя. Периоды временной нетрудоспособности, по которым пособие выплачивается за счет средств бюджета государственного социального страхования, не включаются в таблицу № 2 декларации IPC21.
II. ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ КАТЕГОРИЙ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ, УКАЗАННЫХ В ПУНКТАХ
1.1 - 1.10 ПРИЛОЖЕНИЯ 1 ЗАКОНА № 489/1999 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
9. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.1, относятся работодатели, юридические и физические лица, приравненные к работодателям, которые начисляют и перечисляют взносы государственного социального страхования в размере 29% или 24% на фонд заработной платы и другие выплаты, ежемесячно начисляемые всем работникам.
9.1. Работодатели бюджетных органов/учреждений и публичных органов/учреждений на самоуправлении, за исключением учреждений высшего образования и медико-санитарных учреждений, начисляют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования в соответствии с тарифом 29% на фонд заработной платы и другие выплаты, ежемесячно начисляемые всем работникам. Согласно тарифу 29% начисляют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования работодатели – государственные учреждения среднего образования (лицеи, гимназии), государственные учреждения послесреднего профессионально-технического образования и послесреднего нетретичного профессионально-технического образования (колледжи). В соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года и национальными нормативными актами, дипломатические миссии Республики Молдова в других странах и дипломатические миссии иностранных государств, функционирующие на постоянной основе в Республике Молдова, являются публичными юридическими лицами и подпадают под принципы, установленные в понятии публичных органов/ учреждений на самоуправлении. Соответственно, для сотрудников – граждан Республики Молдова или лиц, имеющих постоянное место жительства в Республике Молдова, дипломатические миссии рассчитывают и перечисляют обязательные государственные социальные взносы в качестве работодателей по тарифу 29% от суммы начисленных ежемесячно зарплат и других выплат для всех работников.
9.2. Работодатели частного сектора, учреждения высшего образования (университеты, академии, институты, высшие школы, школы высших исследований и другие подобные учреждения) и медико-санитарные учреждения, государственные и частные, начисляют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования согласно тарифу 24% на фонд заработной платы и другие выплаты, ежемесячно начисляемые всем работникам.
10. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.2, относятся работодатели гражданской авиации - за лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору или иным договорам о выполнении работ или оказании услуг, работающих в специальных условиях труда, согласно приложению № 2 "Перечень должностей персонала гражданской авиации, условия работы которого относятся к специальным", которые начисляют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования согласно тарифу 39% или 32% на фонд заработных плат и другие выплаты, ежемесячно начисляемые работникам согласно списку вышеуказанных должностей. Для других категорий работников работодатели из гражданской авиации применяют тариф, указанный в пункте 1.1.
10.1. Работодатели бюджетных органов/учреждений и публичных органов/учреждений на самоуправлении, относящиеся к гражданской авиации, начисляют и перечисляют взносы государственного социального страхования согласно тарифу 39% на фонд заработных плат и другие выплаты, начисляемые ежемесячно всем работникам, условия работы которых относятся к специальным.
10.2. Работодатели частного сектора, относящиеся к гражданской авиации, начисляют и перечисляют взносы государственного социального страхования согласно тарифу 32% на фонд заработной платы и другие выплаты, начисляемые ежемесячно всем работникам, условия работы которых относятся к специальным.
11. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.3, относятся лица, самостоятельно осуществляющие профессиональную врачебную деятельность в одной из форм организации профессиональной деятельности (индивидуальный кабинет семейного врача и центр семейных врачей), предусмотренных Законом № 411/1995 об охране здоровья, которые начисляют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования согласно тарифу 24% на доход семейного врача, обладателя практики семейного врача, определенный в соответствии с положениями законодательства. Индивидуальные кабинеты семейного врача или центры семейных врачей для лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору или работающих по иным гражданским договорам о выполнении работ или оказании услуг, применяют тариф, указанный в пункте 1.1.
12. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.4, относятся юридические и физические лица, зарегистрированные в соответствии с Законом № 77/2016 об информационно-технологических парках и действующими нормативными актами, в Регистре учета резидентов парка.
12.1. Начисление и перечисление взносов обязательного государственного социального страхования для резидентов информационно-технологических парков из сферы индустрии информационных технологий и их сотрудников, работающих на основании трудового законодательства и нормативных актов, содержащих нормы трудового права, производятся, исходя из сумм, распределенных для бюджета государственного социального страхования из единого налогового платежа, уплаченного резидентами информационно-технологических парков в соответствии с Законом № 77/2016 об информационно-технологических парках. В 2026 году застрахованный ежемесячный доход этих работников составляет 68% от среднемесячной заработной платы по экономике, прогнозируемой на 2026 год. В соответствии с Постановлением Правительства № 773/2025 об утверждении размера среднемесячной заработной платы по экономике, прогнозируемой на 2026 год, среднемесячная заработная плата по экономике, прогнозируемая на 2026 год, утверждена в размере 17 400 леев. Таким образом, ежемесячный застрахованный доход этих работников в 2026 году составляет 11 832 лея {(17 400 леев x 68%) / 100) = 11 832 лея} независимо от фактического размера заработной платы, полученной работником (меньше или больше 68% от среднемесячной заработной платы по экономике). В случае, когда один и тот же сотрудник работает у нескольких резидентов информационно-технологических парков, каждый работодатель декларирует указанный ежемесячный застрахованный доход. Если сотрудник резидента информационно-технологических парков работает на нескольких должностях на основании индивидуальных трудовых договоров, ежемесячный застрахованный доход составляет 11 832 лея.
12.2. Платежи единого налога, взимаемого с резидентов информационно-технологических парков, поступают в государственный бюджет с последующим распределением и отнесением доли в размере 54,7% в бюджет государственного социального страхования. Суммы, начисляемые и уплачиваемые из единого налога, учитываются по Экономическому коду 145161 "Единый налог, взимаемый с резидентов информационно-технологических парков". Единый налог, в том числе платежи, администрирует Государственная налоговая служба.
12.3. Резиденты парков согласно доходам, полученным работниками и/или иными физическими лицами по гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг, уплачивают взносы социального страхования в соответствии с Законом № 489/1999 и применяют тариф, указанный в пункте 1.1 приложения 1 данного закона.
13. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.5, относятся работодатели сферы сельского хозяйства (физические и юридические лица), осуществляющие в течение отчетного периода не менее 70% от видов деятельности, предусмотренных в группах 01.1–01.6 из Классификатора видов экономической деятельности Молдовы, которые соответствуют классификатору в интервале 01.11-01.64. Работодатели сферы сельского хозяйства начисляют взносы обязательного государственного социального страхования в размере 24% на фонд заработных плат и другие выплаты, ежемесячно начисляемые всем работникам. Для работодателей сферы сельского хозяйства, относящихся к данному пункту, 6% из взносов социального страхования компенсируется из государственного бюджета. Таким образом, работодатели перечисляют в бюджет государственного социального страхования из собственных средств взносы обязательного государственного социального страхования в размере 18%.
13.1. Для определения того, осуществляют ли указанные работодатели деятельность в пропорции не менее 70% от видов деятельности, предусмотренных в группах 01.1–01.6 из Классификатора видов экономической деятельности Молдовы, рассчитывается соотношение между суммой полученного дохода из данной деятельности и суммой дохода от операционной деятельности, отраженной в бухгалтерском учете. В данном случае оба показателя, относящиеся к размеру полученного дохода, определяются в течение отчетного периода в соответствии с Законом № 287/2017 о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
13.2. Определение доли в 70% обеспечивается путем ее утверждения в Типовой учетной политике организации до 1 января отчетного года. До предоставления Декларации (Форма IPC21) за последний месяц отчетного года предприятие должно оценить фактический размер коэффициента, исходя из годовых показателей деятельности.
13.3. В случае, если предприятие не указало в Типовой учетной политике намерение осуществлять деятельность не менее 70% видов деятельности, предусмотренных в группах 01.1–01.6 из КЭДМ, и в период отчетного года осуществляло деятельность больше 70%, предприятие вправе осуществить пересчет взносов обязательного государственного социального страхования и предоставить в соответствии со ст.188 из Налогового кодекса, корректирующую декларацию.
13.4. В случае, если в течение отчетного года предприятие применяло льготный тариф в размере 18%, а фактический размер доли деятельности, предусмотренной в группах 01.1–01.6 из КЭДМ, ниже установленного процента, предприятие, в соответствии со ст.188 Налогового кодекса, обязано предоставить корректирующие декларации и перечислить взносы обязательного государственного социального страхования по общеустановленному тарифу.
14. Взносы обязательного государственного социального страхования, начисленные и перечисленные плательщиками взносов в бюджет государственного социального страхования, которые относятся к категориям плательщиков, указанным в пункте 1.1-1.5 приложения 1 Закона № 489/1999, предоставляют право застрахованным лицам на все виды пособий государственного социального страхования.
15. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.6, относятся физические лица, учредители индивидуальных предприятий, в том числе и учредители крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, осуществляющие независимую деятельность в сфере розничной торговли, за исключением торговли подакцизными товарами, физические лица, осуществляющие деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, которые начисляют и перечисляют взносы государственного социального страхования в размере фиксированной суммы.
15.1. В соответствии с положением ст.(3) ч.(1) Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, взнос обязательного государственного социального страхования в годовой фиксированной сумме, начисленный для данных плательщиков, установлен в размере 22 878 леев или 1906,50 лей ежемесячно. Взносы перечисляются за периоды, начиная со дня регистрации государственным органом, до даты исключения из государственного регистра.
15.2. Указанные физические лица, которые являются пенсионерами, лица с ограниченными возможностями, а также лица, относящиеся к категориям плательщиков, указанным в пунктах 1.1–1.5, лица, за которых работодатель начисляет, декларирует и уплачивает взносы государственного социального страхования с заработной платы и иных вознаграждений, освобождаются от уплаты взноса, установленного в фиксированной сумме. Лица, достигшие пенсионного возраста, но не получившие право на пенсию и получающие только социальное пособие для пожилых лиц, не освобождаются от уплаты взносов государственного социального страхования. В случае если лица, относящиеся к категориям плательщиков, предусмотренным пунктами 1.1–1.5, не получают застрахованный доход и/или в соответствии с законодательством их индивидуальный трудовой договор приостановлен, находятся в отпуске по беременности и родам, в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в дополнительном неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 4 лет, в неоплачиваемом отпуске сроком более одного месяца, они не освобождаются от уплаты взноса в фиксированной сумме. Лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности, в период нахождения в отпуске по болезни освобождаются от обязанности уплаты взносов государственного социального страхования.
15.3. Индивидуальные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в качестве работодателей для нанятых физических лиц по индивидуальному трудовому договору или другим гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг, применяют тарифы, указанные в пунктах 1.1 -1.5.
15.4. Взносы обязательного государственного социального страхования, начисленные и перечисленные плательщиками взносов в бюджет государственного социального страхования, которые относятся к категориям плательщиков, указанных в пункте 1.6 приложения 1 Закона № 489/1999, предоставляют право на пособия социального страхования - пенсию по возрасту и пособие на погребение.
15.5. В случае, когда учредители индивидуальных предприятий, в том числе и учредители крестьянских (фермерских) хозяйств, одновременно осуществляют независимую деятельность в сфере розничной торговли, за исключением торговли подакцизными товарами, или осуществляют деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, начисляют, декларируют и перечисляют взносы обязательного государственного социального страхования в качестве учредителя индивидуального предприятия/учредителя крестьянского (фермерского) хозяйства.
15.6. В случае, когда физическое лицо осуществляет независимую деятельность в сфере розничной торговли, за исключением торговли подакцизными товарами, и одновременно осуществляет деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира, Национальная касса социального страхования начисляет ежемесячно взносы социального страхования для физических лиц, которые осуществляют независимую деятельность в сфере розничной торговли. Физическое лицо перечисляет ежемесячно взносы, начисленные Национальной кассой социального страхования, и не имеет обязательства перечислять взносы социального страхования в качестве физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства и/или объектов растительного мира.
16. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.61, относятся свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия, за исключением пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, а также лиц, отнесенных к категориям плательщиков, указанным в пунктах 1.1-1.6.
16.1. Свободные профессионалы, достигшие пенсионного возраста, но не получившие право на пенсию и получающие только социальное пособие для пожилых лиц, не освобождаются от уплаты взносов государственного социального страхования. В случае если лица, относящиеся к категориям плательщиков, предусмотренным пунктами 1.1–1.5, не получают застрахованный доход и/или в соответствии с действующим законодательством их индивидуальный трудовой договор приостановлен, находятся в отпуске по беременности и родам, в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в дополнительном неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 4 лет, в неоплачиваемом отпуске сроком более одного месяца, они не освобождаются от уплаты взноса в фиксированной сумме.
16.2. Свободным профессионалом, осуществляющим деятельность в сфере правосудия, является лицо, зарегистрировавшее одну из предусмотренных законом форм организации деятельности адвоката, нотариуса, судебного исполнителя, авторизованного управляющего, медиатора. В соответствии с положениями ст.3 ч.(2) Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, взнос обязательного государственного социального страхования в годовой фиксированной сумме (годовой фиксированный сбор) установлен в размере 30 966 леев или 2580,50 лея ежемесячно.
16.3. Свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия, являющиеся работодателями для физических лиц, нанятых по индивидуальным трудовым или иным гражданско-правовым договорам для выполнения работ или оказания услуг, применяют тариф, указанный в пункте 1.1.
16.4. Взносы обязательного государственного социального страхования, декларируемые и перечисляемые свободными профессионалами, осуществляющими деятельность в сфере правосудия, подпадающие под пункт 1.61, предоставляют право на все виды пособий по социальному страхованию.
16.5. За период нахождения в отпуске по болезни свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия, не уплачивают взносы государственного социального страхования. Соответственно, они декларируют периоды больничного отпуска, оплаченные за счет самого лица свободной профессии, и не декларируют периоды больничного отпуска, предоставленные за счет средств бюджета государственного социального страхования.
16.6. Свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия, осуществляют свою деятельность в соответствии со специальными законами, которые устанавливают порядок приостановления и возобновления деятельности. В случае приостановления деятельности, в установленном законом порядке, данная категория плательщиков должна сообщить об этом в НКСС, и в период приостановления деятельности они освобождаются от декларирования и уплаты взносов государственного социального страхования.
17. К категории плательщиков, предусмотренных в пункте 1.7, относятся обладатели предпринимательского патента, которые платят обязательные взносы государственного социального страхования, фиксированную годовую сумму. В соответствии с положениями ст.3 ч.(1) Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, взнос обязательного государственного социального страхования в фиксированной сумме (годовой фиксированный сбор), рассчитанный для вышеуказанных плательщиков, установлен в размере 22 878 леев.
17.1. Обладатели предпринимательского патента, являющиеся пенсионерами, инвалидами или лицами, относящимися к категориям плательщиков, указанным в пунктах 1.1-1.61, освобождаются от уплаты взноса по фиксированной годовой сумме. Лица, достигшие пенсионного возраста, но не получившие право на пенсию и получающие только социальное пособие для пожилых лиц, не освобождаются от уплаты взносов государственного социального страхования. В случае если лица, относящиеся к категориям плательщиков, предусмотренным пунктами 1.1–1.5, не получают застрахованный доход и/или в соответствии с законодательством их индивидуальный трудовой договор приостановлен, находятся в отпуске по беременности и родам, в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в дополнительном неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 4 лет, в неоплачиваемом отпуске сроком более одного месяца, они не освобождаются от уплаты взноса в фиксированной сумме. Лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности, в период больничного отпуска не обязаны уплачивать взносы государственного социального страхования.
17.2. Из сумм, полученных обладателями предпринимательского патента за выполнение работ или оказание услуг по видам деятельности, включенным в предпринимательский патент, согласно пункту 36 приложения 3 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования, не начисляются взносы государственного социального страхования.
17.3. Обладатели предпринимательского патента уплачивают обязательный взнос государственного социального страхования при подаче заявления о выдаче или продлении предпринимательского патента на заявленный срок, но не менее 1/12 годовой суммы в месяц. Взнос обязательного государственного социального страхования, уплачиваемый ежемесячно составляет 1906,50 лей. Согласно вышеупомянутым правилам, если период, на который выдается/продлевается патент, включает период неполного календарного месяца, взнос государственного социального страхования за этот месяц уплачивается в размере ежемесячной суммы.
17.4. В случае, когда период, на который подается заявление о выдаче/продлении предпринимательского патента, включает периоды текущего (2026) и следующего (2027) года, владельцы предпринимательского патента уплачивают взнос государственного социального страхования, исчисленный из фиксированной суммы за текущий год, в дальнейшем данная сумма не пересчитывается, за исключением случаев, когда во время подачи заявления о выдаче/продлении предпринимательского патента принят Закон о бюджете государственного социального страхования на следующий год, и соответственно ежемесячный взнос уплачивается в размере утвержденной фиксированной суммы на следующий год.
17.5. Перечисленные взносы обязательного государственного социального страхования для лиц, работающих по предпринимательскому патенту, подпадающие под действие пункта 1.7, предоставляют право на получение социальных пособий - пенсии по возрасту и пособия на погребение.
18. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.8, относятся работодатели в области таксомоторных автотранспортных перевозок пассажиров – за лиц, работающих по индивидуальному трудовому договору, осуществляющих таксомоторные автотранспортные перевозки пассажиров, которые начисляют и перечисляют фиксированную сумму. В соответствии с положениями ст.3 ч.(1) Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, взнос обязательного государственного социального страхования в фиксированной сумме (годовой фиксированный сбор), рассчитанный для вышеуказанных плательщиков, установлен в размере 22 878 леев или 1906,50 лея ежемесячно. Если за январь 2026 года была начислена сумма за 2025 год, то соответствующие работодатели должны представить корректирующую декларацию. Для других категорий работников данные работодатели применяют тариф, указанный в пункте 1.1.
18.1. В случае трудоустройства в течение отчетного месяца лиц, осуществляющих таксомоторные автотранспортные перевозки, взносы обязательного государственного социального страхования за месяц, в котором они были наняты, исчисляются и уплачиваются пропорционально дням, оставшимся до конца месяца.
18.2. В случае увольнения сотрудников в отчетном месяце, взнос, рассчитанный за данный месяц, составляет ежемесячную сумму 1906,50 лея и не пересчитывается, соответственно уплаченный взнос не возвращается и не засчитывается в счет других выплат.
18.3. В случае, если лицо, осуществляющее пассажирские перевозки автомобильным транспортом, также занимает другие должности в той же или в другой организации, исчисляются и уплачиваются взносы обязательного государственного социального страхования из заработной платы и других выплат в общеустановленном порядке. В этих случаях взносы в фиксированной сумме и рассчитанные по общеустановленному методу, будут учитываться при расчете пенсии.
18.4. Взносы обязательного государственного социального страхования, заявленные и перечисленные за лиц, работающих по индивидуальным трудовым договорам, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом, подпадающие под пункт 1.8, предоставляют право на получение социальных пособий - пенсии по возрасту и пособия на погребение.
19. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.9, относятся физические лица, осуществляющие деятельность в качестве поденщиков в соответствии с Законом № 22/2018 о порядке выполнения поденщиками случайных неквалифицированных работ. Бенефициары работ освобождаются от уплаты взносов социального страхования на выплаты, начисленные физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве поденщиков, относящихся к категориям плательщиков, указанных в пунктах 1.1-1.8. Если данные лица относятся к категориям плательщиков, указанным в пунктах 1.1-1.5, но не имеют застрахованного дохода и их индивидуальный трудовой договор приостановлен в соответствии с действующим законодательством, если они находятся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, в дополнительном неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 3 до 4 лет, в неоплачиваемом отпуске сроком более одного месяца, они не освобождаются от уплаты взноса, установленного в фиксированной сумме.
19.1 Бенефициары работ начисляют и перечисляют взносы социального страхования согласно тарифу 6% ежедневной оплаты труда данных лиц. Ежедневная оплата труда не может быть ниже гарантированного минимального размера заработной платы по стране, исчисленного за восьмичасовой рабочий день. Начиная с 1 января 2026 года, минимальная заработная плата по стране составляет 6300 леев ежемесячно при полном графике работы в 169 часов, что составляет 37,28 лей в час. Соответственно, за один рабочий день оплата поденщика не может быть меньше 298,24 лей.
19.2. Обязательные взносы государственного социального страхования, заявленные и перечисленные бенефициарами работ за лиц, работающих в качестве поденных рабочих, которые подпадают под пункт 1.9, предоставляют право на получение социальных пособий - пенсии по возрасту и пособия на погребение.
20. К категории плательщиков, указанных в пункте 1.10, относятся независимые предприниматели, предусмотренные главой 104 раздела II Налогового кодекса № 1163/1997. НКСС будет вести учет независимых предпринимателей как плательщиков социальных взносов на основании информации, предоставленной Агентством государственных услуг.
20.1. Независимые предприниматели будут уплачивать единый налог в соответствии с положениями главы 104 раздела II Налогового кодекса № 1163/1997. Взносы государственного социального страхования, включенные в состав единого налога, будут учитываться НКСС на основании данных, предоставленных Государственной налоговой службой. Уплата взносов социального страхования, входящих в состав единого налога, уплачиваемого независимыми предпринимателями, обеспечивает им право на все виды пособий по социальному страхованию.
20.2. Поступления от единого налога, взимаемого с независимых предпринимателей, зачисляются в государственный бюджет с последующим распределением доли в размере 53,3% в бюджет государственного социального страхования, что представляет собой взносы обязательного государственного социального страхования, подлежащие уплате независимыми предпринимателями. Суммы, начисленные и полученные по единому налогу, учитываются по коду ECO 145162 "Единый налог, взимаемый с независимых предпринимателей", администрируемый Государственной налоговой службой.
20.3. НКСС будет осуществлять распределение взносов социального страхования по индивидуальным счетам социального страхования в соответствии с опцией, выбранной независимым предпринимателем при регистрации деятельности или при изменении данных, в соответствии с частью (6) статьи 312 Закона № 220/2007 о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
[Пкт.20 (подпкт.20.2, 20.3) изменен Приказом НКСС N 60-A от 06.04.2026, в силу 08.05.2026]
21. Предприятия, которые приостановили деятельность в соответствии с нормативными актами и которые зарегистрировали приостановление деятельности в Агентстве государственных услуг, в соответствии со ст.30 Закона № 845/1992 о предпринимательстве и предпринимателях, на весь период приостановления деятельности освобождены от предоставления финансовой и налоговой отчетности, а также от уплаты пошлин и налогов. Таким образом, предприятия, относящиеся к пунктам 1.1-1.6 приложения 1 к Закону № 489/1999 освобождены от декларирования, начисления и уплаты взносов социального страхования на период приостановления деятельности.
III. ОСОБЕННОСТИ СТРАХОВАНИЯ ЛИЦ НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ
22. В соответствии с положениями ст.3 ч.(3) Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, категории лиц, не перечисленные в приложении 1 к Закону № 489/1999 о государственной системе социального страхования, могут быть застрахованы на основании индивидуального договора, заключенного с Национальной кассой социального страхования. Взносы обязательного государственного социального страхования в фиксированной сумме (годовой фиксированный сбор), который должны уплачивать указанные лица, составляет 22 878 леев в год, а для физических лиц – собственников или арендаторов сельскохозяйственных земель, обрабатывающих землю индивидуально, и не зарегистрировавшие какой-либо организационной формы, предусмотренной законом – 5827 леев в год, но не менее 1/12 этой суммы в месяц.
22.1. Вышеуказанный договор заключается сроком минимум на один месяц. Размер взносов за один месяц составляет 1906,50 лея, а для физических лиц, собственников или арендаторов сельскохозяйственных земель, обрабатывающих землю индивидуально, ежемесячная сумма для периода январь-ноябрь составляет 485,59 лея и для декабря составляет 485,51 лея.
22.2. На основании индивидуального договора, заключенного с Национальной кассой социального страхования, физические лица могут быть застрахованы, начиная с 1999 года, а физические лица, собственники или арендаторы сельскохозяйственных земель, обрабатывающие землю индивидуально – за период, начиная с 2009 года, уплачивая за каждый год взнос государственного социального страхования в размере, установленном на 2026 год.
22.3. Физические лица, осуществляющие добровольное страхование на основании индивидуального договора, заключенного с Национальной кассой социального страхования, уплачивают взносы согласно тарифу, действующему в момент заключения договора. В случае, если физическое лицо оплачивает взносы в размере, установленном на 2026 год, и обращается для заключения контракта в следующем/следующих годах, будет оплачена разница в сумме согласно тарифу, действующему на год заключения контракта.
22.4. В случае расторжения контракта социального страхования, уплаченные взносы государственного социального страхования не подлежат возврату, за исключением случаев, когда физическое лицо зарегистрировало застрахованный доход на период контракта, заключенного с Национальной кассой. Взносы, уплаченные по контракту социального страхования за период, в котором был зарегистрирован застрахованный доход, подлежат возврату застрахованному лицу по запросу.
22.5. Период уплаты взносов по контракту индивидуального социального страхования является застрахованным периодом и учитывается в стаже для назначения пенсии по возрасту и пособия по случаю смерти.
22.6. Контракты, заключенные с физическими лицами, не указанными в приложении 1 к Закону № 489/1999 и которые могут быть застрахованы на основе контракта (за исключением физических лиц, владельцев или арендаторов сельскохозяйственных земель, работающих на земле индивидуально), по запросу физического лица могут быть подписаны электронным способом в соответствии с процедурой, установленной НКСС.
IV. ОСОБЕННОСТИ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ВЗНОСОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
23. Категории плательщиков, указанные в пунктах 1.1, 1.2, 1.3, 1.5, 1.61 приложения 1 к Закону № 489/1999, декларируют взносы обязательного государственного социального страхования, начиная с января 2024 года, используя Декларацию об удержании подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и начисления взносов обязательного государственного социального страхования (Форма IPC21), утвержденную приказом Министерства финансов № 94 от 30.07.2020 г. (Официальный монитор Республики Молдова, № 199-204 от 07.08.2020 г.), с последующими изменениями и дополнениями, и соответствующие им показатели заполняются в таблице № 2 вышеуказанной декларации.
23.1. В соответствии с положениями ст.5 ч.(1) п.e) Закона № 489/1999, работодатели и свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия, которые в течение отчетного месяца не рассчитывают взносы социального страхования и у которых нет работников, не обязаны представлять декларацию (Форма IPC21) за соответствующий месяц.
24. Категория плательщиков, указанная в пункте 1.4 приложения 1 к Закону № 489/1999, подает Декларацию об едином налоге (форма IU17), утвержденную приказом Министерства финансов № 135 от 06.11.2017 г., информация о номинальном списке застрахованных лиц декларируется в таблице № 2 Формы IPC21.
25. Категории плательщиков, указанные в пункте 1.6 приложения 1 к Закону № 489/1999, а именно индивидуальные предприятия, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, в случаях, когда у них нет наемных работников, декларируют взносы обязательного государственного социального страхования с использованием Отчета о начислении взносов обязательного государственного социального страхования и поименном учете застрахованных лиц в государственной системе социального страхования (Форма CAS18-AN), утвержденного приказом Министерства финансов № 126 от 04.10.2017 г. В случае, когда у индивидуального предпринимателя есть нанятые работники, он должен представить Форму IPC21, в которой декларируются взносы социального страхования, относящиеся к нанятым работникам, и взносы социального страхования, относящиеся к учредителям.
25.1. В соответствии с положениями ст.5 ч.(1) пкт. f) Закона № 489/1999, в случае, когда указанные физические лица в отчетном году не рассчитывают взносы социального страхования, не обязаны представлять Отчет Форма CAS18-AN за соответствующий год.
25.2. Физические лица, осуществляющие независимую деятельность в сфере розничной торговли, и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства, и/или объектов растительного мира, не обязаны предоставлять отчеты. В соответствии со ст.20 ч.(11) расчет взносов государственного социального страхования для вышеупомянутых лиц производится ежемесячно Национальной кассой социального страхования.
26. Категория плательщиков, указанная в пункте 1.8 приложения 1 к Закону № 489/1999, представляет Отчет о начислении подоходного налога, взносов обязательного медицинского страхования и взносов обязательного государственного социального страхования для водителей, осуществляющих таксомоторные автотранспортные перевозки пассажиров (Форма TAXI18), утвержденный приказом Министерства финансов № 154 от 12.09.2018 г. и дополненный приказом Министра финансов № 96 от 30.07.2020 г. о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов. Если данная категория плательщиков в отчетном месяце не начисляет взносы социального страхования и не имеет работников, подпадающих под эту категорию, они не обязаны представлять Отчеты (Форма TAXI18).
27. Для категории плательщиков, указанных в пункте 1.9 приложения 1 к Закону № 489/1999 взносы обязательного государственного социального страхования декларируются получателями работ путем представления декларации формы IPC21.
28. Форма IPC21 и Форма IU17 представляются ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным, а в случае ликвидации - не позднее 10 дней после даты утверждения ликвидационного баланса.
29. Форма CAS18-AN предоставляется раз в год до 15 января года, следующего за отчетным, а в случае ликвидации – в течение не более 3 дней с даты начала процедуры ликвидации.
30. Форма TAXI18 представляется ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего отчетному.
31. Указанные формы предоставляются подразделениям Государственной налоговой службы с обязательным использованием автоматизированных методов электронной отчетности с применением электронной подписи. Показатели, относящиеся к бюджету государственного социального страхования, предоставляются Государственной налоговой службой в Национальную кассу социального страхования посредством платформы интероперабельности MConnect.
32. Работодатели, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обязаны предоставлять с использованием автоматизированных методов электронной отчетности и применением электронной подписи информацию об установлении социальных и медицинских прав, связанных с трудовыми отношениями (Форма IRM19), в течение до 10 дней со дня трудоустройства или изменения/прекращения трудовых отношений.
33. За периоды до 1 января 2021 года, дата вступления в силу отчета (Форма IPC21), корректирующие и первичные отчеты/декларации, касающиеся взносов государственного социального страхования, предоставленные с опозданием, предоставляются по формам, действующим до указанной даты органам, которые администрировали данные отчеты/декларации. Таким образом, корректировка обязательных взносов государственного социального страхования или их декларирование с опозданием за периоды с января 2018 года по декабрь 2020 года осуществляется путем подачи в Государственную налоговую службу формы установленного образца (Форма IPC18), а за периоды до 1 января 2018 года – путем предоставления в территориальные подразделения Национальной кассы социального страхования деклараций Формы BASS и Формы REV5.
V. ОСОБЕННОСТИ НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНИ
34. В соответствии с положениями ст.28 Закона № 489/1999 неуплата в установленные сроки взносов социального страхования влечет начисление пени по невнесенной сумме за каждый день просрочки, включая день фактической уплаты невнесенной суммы. Пеня на 2026 год, согласно ст.4 Закона № 320/2025 о бюджете государственного социального страхования на 2026 год, установлена в размере 0,1 процента задолженности за каждый день просрочки. Начисление пени осуществляется ежемесячно Национальной кассой социального страхования без вынесения специального решения.
35. Для плательщиков, имеющих обязательство ежемесячного декларирования и уплаты взносов обязательного государственного социального страхования, пеня начисляется Национальной кассой социального страхования, ежемесячно. В случае, когда плательщики обязаны декларировать взносы ежегодно (учредители индивидуальных предприятий, в том числе учредители крестьянских (фермерских) хозяйств, у которых нет нанятых работников), а уплачивать ежемесячно, пеня начисляется один раз в год на задолженности по взносам, относящимся к отчетному году, а на задолженности, сформированные на начало 2026 года, пеня начисляется ежемесячно до их полного погашения.
36. Для работодателей сферы сельского хозяйства, указанных в приложении 1 к Закону № 489/1999, независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, пеня за неуплату в установленные сроки взносов социального страхования, начисленных за отчетный год, начисляется начиная с 1 ноября отчетного года, а на задолженности, зарегистрированные по состоянию на 01.01.2026 г., пеня начисляется ежемесячно на протяжении года, вплоть до их полного погашения.
VI. ОСОБЕННОСТИ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЕ В РАССРОЧКУ
37. В 2026 году сохраняется положение о рассрочке погашения задолженности по пене. В соответствии со ст.28 ч.(5) – (6) Закона № 489/1999, плательщики в бюджет государственного социального страхования, у которых есть начисленная и неуплаченная пеня за несвоевременное перечисление взносов обязательного государственного социального страхования и у которых нет задолженностей по уплате взносов государственного социального страхования и по уплате штрафов, могут по запросу воспользоваться правом на рассрочку погашения задолженности по пене на протяжении текущего бюджетного года.
38. Порядок применения вышеуказанных положений осуществляется в соответствии с Положением о рассрочке погашения задолженности по пене перед бюджетом государственного социального страхования, утвержденного Национальной кассой социального страхования Приказом №98-А от 15.05.2015 г. (опубликован в Официальном мониторе Республики Молдова № 150-159 от 19.06.2015 г.), с последующими изменениями. Указанное Положение, измененное Приказом НКСС №8-А от 13.01.2022 г., опубликовано в Официальном мониторе Республики Молдова № 19-25 от 21.01.2022 и на официальном сайте www.cnas.gov.md в разделе "Servicii/Pentru plătitori de contribuţii" подразделе "Regulamente".
39. На официальной странице Национальной кассы социального страхования www.cnas.gov.md, подраздел "Servicii/Servicii electronice", доступна услуга "e-Cerere Eşalonarea penalităţilor la BASS". Данная услуга предназначена для подачи заявлений о рассрочке погашения задолженности по пене.
VII. СРОКИ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ВЗНОСОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
40. Сроки уплаты взносов обязательного государственного социального страхования по категориям плательщиков и застрахованных лиц, указанных в пунктах 1.1-1.61 и 1.9 приложения 1 к Закону № 489/1999, устанавливаются ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным; в пункте 1.7 приложения 1 к Закону № 489/1999 - на момент запроса предпринимательского патента или продления срока его действия; в пункте 1.8 приложения 1 к Закону № 489/1999 – ежемесячно до 25 числа месяца, предшествующего отчетному, в случае приема на работу физических лиц в период после отчетного дня месяца, предшествующего отчетному, и до окончания отчетного периода работодатели обязаны уплатить взносы обязательного государственного социального страхования до конца отчетного месяца пропорционально за период до следующего отчета и полностью за отчетный месяц.
41. В случаях, когда 25-е число месяца является выходным или праздничным днем, сроки уплаты взносов обязательного государственного социального страхования переносятся на следующий за ним рабочий день.
42. Уплата и учет платежей в национальный публичный бюджет посредством казначейской системы Министерства финансов регламентируются Порядком зачисления и учета платежей в национальный публичный бюджет посредством казначейской системы Министерства финансов в 2026 году, утвержденным Приказом Министерства финансов № 149 от 29.12.2025 г. (Официальный монитор Республики Молдова № 659-661 от 31.12.2025 г.).
43. Платежи, составляющие поступления в бюджет государственного социального страхования, администрируемые Национальной кассой социального страхования, перечисляются согласно экономическим классификациям, предусмотренным в приложении № 4 указанного приказа, согласно следующим банковским данным: Получатель: МФ – Государственное казначейство; Код IBAN: согласно Реестру кодов, IBAN; Фискальный код: 1006601000037; Оператор-получатель: Министерство финансов – Государственное казначейство. Порядок формирования кода IBAN представлен в разделе 2 указанного приказа.
44. Установлены следующие экономические коды поступлений бюджета государственного социального страхования:
44.1 121100 - Взносы государственного обязательного социального страхования, перечисляемые работодателями, код IBAN – MD98TRGAAB12110001000000, которые перечисляются работодателями, указанными в пунктах 1.1-1.3,1.5, 1.8 и 1.9 приложения 1 к Закону №489/1999, а также, указанными в пунктах 1.6 и 1.61, в случаях, когда у данных плательщиков есть нанятые работники.
44.2 121310 - Взносы государственного обязательного социального страхования, перечисляемые физическими лицами, осуществляющими индивидуальную трудовую деятельность, код IBAN – MD26TRGAAB12131001000000, которые перечисляются физическими лицами, указанными в пунктах 1.6 (учредители индивидуальных предприятий, в том числе учредители крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, осуществляющие независимую деятельность в сфере розничной торговли, физические лица, осуществляющие деятельность в сфере закупок продукции растениеводства и/или садоводства) и 1.61 (Свободные профессионалы, осуществляющие деятельность в сфере правосудия) приложения 1 к Закону № 489/1999, в размере фиксированной суммы.
44.3 121320 - Взносы государственного обязательного социального страхования, перечисляемые физическими лицами, заключившими индивидуальный договор с Национальной кассой социального страхования, код IBAN MD78TRGAAB12132001000000, которые перечисляются физическими лицами, застраховавшимися добровольно.
44.4 121330 - Взносы государственного обязательного социального страхования, перечисляемые обладателями предпринимательского патента, код IBAN – MD33TRGAAB12133001000000, которые перечисляются физическими лицами, указанными в пункте 1.7 приложения 1 к Закону № 489/1999.
44.5 121410 - Пеня, начисляемая за неуплату в установленные сроки взносов государственного обязательного социального страхования, код IBAN – MD61TRGAAB12141001000000.
44.6 143150 - Штрафы и санкции за правонарушения, поступающие в бюджет государственного социального страхования, на который перечисляются штрафы и санкции за правонарушения, наложенные подразделениями Государственной налоговой службы, код IBAN – MD07TRGAAB14315001000000.
44.7 143430 - Штрафы по платежам в бюджет государственного социального страхования, на которые перечисляются штрафы, наложенные органами, контролирующими правильность начисления и уплаты взносов государственного обязательного социального страхования, соответственно, Государственной налоговой службой, код IBAN – MD08TRGAAB14343001000000.
44.8 142237 – Средства, поступившие в бюджет государственного социального страхования, согласно исполнительным документам о субсидиарной ответственности, код IBAN - MD90TRGAAB1422370100000.
44.9 142238 - Возмещение с работодателя необоснованно выплаченных сумм в форме пособий социального страхования, код IBAN - MD37TRGAAB14223801000000.
45. Платежи, администрируемые НКСС, перечисленные ошибочно, или переплаты переводятся с одного вида платежа на другой или возвращаются на счета плательщиков на основании заявления плательщика, предоставленного в Национальную кассу социального страхования. Порядок корректировки платежей предусмотрен в Положении о корректировке взносов обязательного социального страхования в БГСС, утвержденном Приказом НКСС № 247-А от 27.12.2022 г., а порядок возврата переплат предусмотрен в Положении о возврате сумм плательщикам взносов из бюджета государственного социального страхования, утвержденном Приказом НКСС № 157-А от 08.11.2022 г. Вышеуказанные положения опубликованы на официальном сайте www.cnas.gov.md в разделе "Servicii/Pentru plătitori de contribuţii/Regulamente".
46. В случае погашения плательщиком взносов исторической задолженности включая требования, подтвержденные в процессе банкротства перед бюджетом государственного социального страхования, в платежном документе в обязательном порядке указывается период, за который осуществляются соответствующие платежи и, где это уместно, текст: "погашение подтвержденных требований в процессе несостоятельности".
47. На официальной странице Национальной кассы социального страхования www.cnas.gov.md, разделе "Servicii/ Servicii electronice" доступны электронные услуги "e-Cerere Restituirea sumelor la BASS" и " e-Cerere Corectarea plăţilor la BASS". Данные услуги предназначены для предоставления заявлений о корректировке платежей в БГСС и о возврате сумм из БГСС с использованием электронной подписи.