BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Сообщение N 10-2-09/1-530-2542 от 31.05.2000 об особенностях применения подоходного налога, земельного налога и налога на недвижимое имущество в соответствии с Законом о бюджете на 2000 год

Тип документа
Документы
Дата принятия
31.05.2000

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

С О О Б Щ Е Н И Е

об особенностях применения подоходного налога, земельного налога

и налога на недвижимое имущество в соответствии с

Законом о бюджете на 2000 год

N 10-2-09/1-530-2542  от  31.05.2000

 (в силу 23.06.2000) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 73-74 ст.240 от 23.06.2000

* * *

Территориальные государственные налоговые инспекции

Финансовые управления республики

Органы Департамента финансового контроля и ревизии

Министерства и департаменты

Министерство финансов Республики Молдова для информирования и руководства в работе доводит до вашего сведения особенности применения подоходного налога, земельного налога и налога на недвижимое имущество в соответствии с Законом о бюджете на 2000 год N918-XIV от 11 апреля 2000 г. (Monitorul Oficial al Republicii Moldova от 1 мая 2000 г., N 50-52, часть I, ст.336) (далее - Закон).

I. Подоходный налог

Согласно части (1) статьи 17 Закона на 2000 год установлены следующие ставки подоходного налога:

а) для юридических лиц - в размере 28 процентов облагаемого дохода;

b) для физических лиц:

- в размере 10 процентов годового облагаемого дохода, не превышающего 10800 леев;

- в размере 15 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 10800 леев, но не превышающего 15000 леев;

- в размере 28 процентов годового облагаемого дохода, превышающего 15000 леев.

В 2000 году ставки подоходного налога по сравнению с 1999 годом как для юридических, так и для физических лиц не изменились. Однако изменился размер налогооблагаемого дохода, к которому применяются ставки подоходного налога при определении налоговых обязательств физических лиц.

Частью (5) статьи 18 и частью (6) статьи 19 Закона предусмотрено, что юридические и физические лица, уплатившие земельный налог, а также физические лица, уплатившие налог на недвижимое имущество за 2000 год до 30 июня, имеют право на 15-процентную скидку от суммы уплаченного налога. Сумма скидки согласно положениям части (6) статьи 18 и части (7) статьи 19 Закона является необлагаемым доходом и соответственно не подлежит налогообложению подоходным налогом.

Согласно подпункту (d) пункта 2) части (1) статьи 25 Закона не облагаются подоходным налогом доходы, полученные Национальным олимпийским комитетом и национальными профильными спортивными федерациями в виде финансовой помощи, оказанной Международным олимпийским комитетом, профильными европейскими и международными спортивными федерациями и другими международными спортивными организациями.

Категории налогоплательщиков, освобожденные от уплаты в бюджет подоходного налога согласно подпунктам a), b), c), d) пункта 3) части (1) статьи 25 Закона совпадают с категориями налогоплательщиков, которым была предоставлена аналогичная льгота согласно подпунктам a), b), c), d) пункта 2) части (1) Закона о бюджете на 1999 год. Однако в отличие от положений подпунктов c) и d) пункта 2) части (1) Закона о бюджете на 1999 год в 2000 году Закон не предусматривает требований по направлению исчисленного и неперечисленного подоходного налога на развитие производства.

Частью (4) статьи 25 Закона определено, что хозяйствующие субъекты освобождаются от уплаты подоходного налога путем уменьшения облагаемого дохода на сумму, составляющую 50 процентов от инвестиций в приобретение или строительство основных средств (за исключением персональных автомобилей и мебели для офисов), но не превышающую сумму облагаемого дохода. Указанное освобождение предоставляется также хозяйствующим субъектам, получившим основные средства на базе лизинга. Данная льгота не распространяется на хозяйствующих субъектов, приобретающих основные средства с целью их сдачи в аренду (лизинг).

Исчисление подоходного налога осуществляется путем уменьшения суммы подоходного налога, исчисленного без учета вышеназванной льготы, на сумму подоходного налога, исчисленного от величины, равной 50 процентам от указанных инвестиций. В случае, если величина, составляющая 50 процентов от инвестиций, превышает облагаемый доход предприятия, то льгота предоставляется в пределах облагаемого дохода.

Кроме того, вышеуказанной статьей определено, что хозяйствующие субъекты, пользующиеся освобождением от подоходного налога, не имеют права распределять дивиденды акционерам, распределять доход членам общества, а также реализовывать приобретенные активы в течение трех лет после года, в котором предоставлено освобождение от налога. То есть, в случае, если налогоплательщик допустит данные нарушения в течение 2001 - 2003 годов, то при выявлении таких фактов к нему будет применена мера ответственности, предусмотренная частью (4) статьи 25 Закона.

Положения вышеназванной статьи распространяются на предприятия, указанные в части (3) статьи 24 Закона об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса N 1164-XIII от 24 апреля 1997 года, только в том случае, если срок, на который предоставлялась льгота, предусмотренная данным законом, истек.

В соответствии с частью (5) статьи 25 Закона коммерческие банки, осуществляющие долгосрочное кредитование хозяйствующих субъектов в целях финансирования капитальных вложений, предназначенных для проектирования, разработки, освоения и внедрения новой техники и технологий, а также реорганизации и технического перевооружения производственного процесса, закладки и обновления многолетних насаждений, приобретения и закладки на выдержку спиртов для производства дивина (коньяка), виноматериалов для производства классических вин, насыщенных диоксидом углерода, и высококачественных вин, освобождаются от подоходного налога по доходу, полученному от кредитов, предоставленных на срок от 2 до 3 лет, в размере 50 процентов, и по доходу, полученному от кредитов, предоставленных на срок более 3 лет, - в размере 100 процентов.

Коммерческие банки, имеющие право на вышеуказанную льготу, определяют ее сумму в порядке, предусмотренном пунктом 45 Пояснений по заполнению Декларации о подоходном налоге лица, занимающегося предпринимательской деятельностью (приложение N 1А к Инструкции Министерства финансов о порядке исчисления и уплаты подоходного налога лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность N1 от 23 октября 1998 года, согласованной с Министерством юстиции).

Исчисленные, но не перечисленные в бюджет суммы налогов, оставленные в распоряжении налогоплательщиков в соответствии со статьей 25 Закона, представляют собой источники дохода, включаемые в состав валового дохода. Однако, учитывая положения части (11) статьи 25 Закона, данные суммы не подлежат обложению подоходным налогом.

Частью (2) статьи 40 Закона установлено, что сельскохозяйственные предприятия, ликвидируемые в соответствии с Законом о реструктуризации сельскохозяйственных предприятий в процессе приватизации N 392-XIV от 13 мая 1999 года, освобождаются от налога на добавленную стоимость, подоходного налога (в том числе налога на прирост капитала в связи с дооценкой основных средств), а также иных налогов и сборов при погашении их исторических и текущих долгов.

Исходя из содержания статьи 44 Закона, средства, выделенные из фонда поддержки аграрного сектора, не включаются в состав валового дохода, поскольку они являются государственной дотацией, определенной специально как необлагаемой подоходным налогом.

Исходя из установленных ставок в пункте b) части (1) статьи 17 Закона, порядок исчисления подоходного налога из доходов, полученных в 2000 году, следующий:

1) из суммы облагаемого дохода, не превышающей сумму, полученную в результате умножения 900 лей на количество месяцев в налоговом году, на протяжении которых работник считается работником по найму (далее - количество месяцев), налог составляет 10 процентов;

2) из суммы облагаемого дохода в пределах, превышающего сумму, полученную в результате умножения 900 лей на количество месяцев, и не превышающего сумму, полученную в результате умножения 1250 лей на количество месяцев, налог составляет 15 процентов;

3) из суммы облагаемого дохода, превышающей сумму, полученную в результате умножения 1250 лей на количество месяцев, налог составляет 28 процентов.

В целях упрощения исчисления подоходного налога для руководства предлагается следующая вспомогательная таблица:

N - количество месяцев в налоговом году, на протяжении которых работник считается работником по найму. Определяется согласно пункту 35 Инструкции Государственной налоговой службы N 05/1-CF-06/88 от 23 декабря 1997 года об удержании подоходного налога у источника выплаты и идентично количеству месяцев, указанному в гр.4 Личной карточки учета доходов и подоходного налога, удержанного из них, работника.

В случае, если количество месяцев с тех пор, когда работник считается работником по найму на протяжении налогового года, равно "0", налог исчисляется согласно позиции, предусмотренной к количеству месяцев "1", без предоставления освобождений.

Также сообщаем, что суммы облагаемого дохода и налога, исчисленного из этого дохода, разрешается отражать в Личной карточке учета доходов и подоходного налога, удержанного из них, работника в графах 6 и 7 без бань, за исключением последнего месяца налогового года, в котором работник считается работником по найму.

В связи с изменением размера облагаемого дохода, на который применяются установленные ставки, в целях налогообложения обращаем внимание, что все доходы, выплаченные начиная с 1 января 2000 года, облагаются в момент выплаты подоходным налогом согласно ставкам, предусмотренным для данного года, то есть 10%, 15% и 28%, независимо за какой период выплачиваются доходы. Также, в случае необходимости, например, когда работник уволился с работы на протяжении текущего года, разрешается произвести перерасчет подоходного налога на доход, полученный им в течение месяцев, предшествующих месяцу маю (месяцу опубликования Закона в Мониторул Офичиал), так как установленные ставки применяются на годовой доход, полученный физическими лицами.

Таким образом, при выплате дохода после 1 мая текущего года применяются ставки подоходного налога на размер облагаемого дохода и предоставляются освобождения, установленные Законом, начиная с 1 января текущего года путем перерасчета налога, удержанного в предшествующих месяцах.

Необходимо отметить, что часть (2) статьи 17 Закона предусматривает, что на 2000 год каждый налогоплательщик (физическое лицо-резидент) имеет право на личное освобождение в размере 2520 леев в год или 210 леев в месяц, за исключением налогоплательщиков, личное освобождение которых определяется частью (2) статьи 33 Налогового кодекса.

В связи с изменением личного освобождения сумма освобождения для супруги (супруга), предоставленного на основании статьи 34 Налогового кодекса, на 2000 год также составляет 2520 леев в год или 210 леев в месяц.

Освобождения на иждивенцев, предоставленные согласно статье 35 Налогового кодекса, на 2000 год не изменены и составляют 120 леев в год или 10 леев в месяц.

Таким образом, при исчислении подоходного налога в текущем году предоставляются те освобождения, на которые работник имеет право в 2000 налоговом году, учитывая вышеуказанные изменения. Сумма освобождений, не использованная работником в предыдущем налоговом году, не переносится на текущий налоговый год.

Для того чтобы пользоваться личным освобождением и освобождением для супруги (супруга), работник не должен представлять повторно заявление о предоставлении освобождений на 2000 год, независимо от суммы требуемых освобождений. Сумма требуемых освобождений, указанная работником в заявлении, автоматически увеличивается на сумму, на которую внесены изменения в личном освобождении и освобождении для супруги (супруга).

При подаче заявления для предоставления освобождений на 2000 налоговый год не обязательно повторное представление копий или выписок следующих документов: удостоверения личности или паспорта, удостоверения участника ликвидации последствий чернобыльской аварии на Чернобыльской АЭС, пенсионного удостоверения с указанием причины или группы инвалидности, удостоверения, подтверждающего право на льготы, пенсионного удостоверения, свидетельства о рождении, домовой книги, если работодатель располагает данными документами, которые были приложены к заявлению о предоставлении освобождений на предыдущий период. В таких случаях работник обязан представить только оригиналы этих документов работодателю для сверки, который указывает в заявлении, что их копии или выписки были сверены с оригиналами и не отличаются от ранее представленных. Копии или выписки других документов, которые отличаются от оригинала, а также других документов, необходимых для подтверждения освобождений, в обязательном порядке следует представить работодателю.

Одновременно сообщаем, что подтверждением факта о том, что иждивенец проживает совместно с работником (налогоплательщиком) может служить выписка (копия) из домовой книги.

В связи с изменением на 2000 год личного освобождения, составляющего 2520 леев в год, физические лица обязаны представить Декларацию согласно пункту а) части (3) статьи 83 Налогового кодекса за 2000 год в случае, когда полученные доходы из источников, отличных от заработной платы, превышают сумму 2520 леев в год.

В соответствии со вторым предложением статьи 90 Налогового кодекса из выплат, являющихся источниками дохода, облагаемыми налогом в соответствии со статьей 18 того же кодекса, произведенных в пользу физических лиц-резидентов, удерживается подоходный налог у источника выплаты в размере 5% из соответствующей платы без НДС. Это положение распространяется только на выплаты, произведенные в течение всего 2000 года в пользу физических лиц-резидентов, за исключением экономических агентов со статусом физического лица.

Также информируем, что в соответствии с пунктом 2) части (1) статьи 25 Закона в 2000 году освобождаются от начисления подоходного налога следующие категории физических лиц:

а) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пенитенциарной системы и Департамента гражданской защиты и чрезвычайных ситуаций - по доходам, получаемым по месту основной службы, без права передачи супруге (супругу) личного освобождения;

b) физические лица - по материальной помощи, полученной из резервных фондов Правительства и органов местного публичного управления, а также за счет средств профсоюзов в соответствии с положениями, предусматривающими оказание такой помощи;

с) спортсмены и тренеры - по финансовой помощи, оказанной им Международным Олимпийским комитетом, а также по премиям, полученным на международных спортивных соревнованиях;

d) доходы, полученные в форме процентов по государственным ценным бумагам, выпущенным в 2000 году, независимо от срока их выкупа (предусмотрено в подпункте f) пункта 3) части (1) статьи 25 Закона).

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 19) части (1) статьи 25 Закона освобождаются от уплаты в бюджет налогов и сборов (за исключением подоходного налога с физических лиц, таможенной пошлины, сборов за осуществление таможенных процедур, НДС и акцизов на импорт) предприятия Государственной лесной службы, при условии использования соответствующих средств на воспроизводство, охрану и защиту лесного фонда. Это положение Закона не распространяется на подоходный налог у источника выплаты, удержанный согласно главе 15 Налогового кодекса.

В соответствии с частью (10) ст. 25 Закона при определении облагаемого дохода крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих в собственности до 3 га земли, включая приусадебные участки, не арендующих и не сдающих в аренду и не использующих труд наемных работников, разрешается вычет расходов, не подтвержденных документально, которые вместе с расходами, подтвержденными документально, не превышают 80% полученного валового дохода. В случае, если расходы, подтвержденные документально, превышают данный лимит, для налогоплательщиков применяется общий порядок, предусмотренный частью (9) ст. 24 Налогового кодекса.

Пример: В описанных ниже случаях считать, что положения части (10) ст. 25 Закона соблюдаются.

1. Крестьянское хозяйство "Vasile Sandu" получило в 2000 г. валовой доход в сумме 10000 лей и располагает документами, подтверждающими расходы в сумме 460 лей, которые не превышают лимит 80% от валового дохода.

В данном случае к вычетам следует относить сумму в размере 8000 леев, включая и 460 леев, а облагаемый доход составит 2000 леев.

2. Крестьянское хозяйство "Alexandru Sandu" получило в 2000 г. валовой доход в сумме 15000 леев и располагает документами, подтверждающими расходы в сумме 13800 леев, которая составляет 92% от суммы валового дохода и превышает лимит 80%.

В этом случае к вычетам следует относить сумму 13800 леев - расходов, подтвержденных документально, и сумму 1,2 лея - расходов, не подтвержденных документально, составляющих 0,1% от суммы налогооблагаемого дохода, разрешенных к вычету согласно Постановлению Правительства о порядке и размере вычетов расходов, не подтвержденных документально, N 485 от 4 мая 1998 г. Итого сумма, подлежащая вычету, составит 13801,2 лея и, соответственно, облагаемый доход составит 1198,8 леев (15000 леев - 13801,2 лея).

Согласно части (1) статьи 39 Закона, с 1 января 2000 года при несвоевременном внесении налогов, сборов и других платежей в бюджетную систему (за исключением задержки возврата кредитов, выданных Министерством финансов) устанавливается пеня в размере 0,1 процента от несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки. Данное положение не применяется в случае несвоевременного внесения в бюджет подоходного налога, по которому начисляется пеня согласно статье 1 Закона N1164-XIII от 24 апреля 1997 года об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса.

Проценты и пеня, предусмотренные частями (5) и (6) статьи 1 Закона об администрировании подоходного налога и введении в действие разделов I и II Налогового кодекса, составляют базисную ставку (округленную до следующего полного процента), установленную Национальным банком Молдовы в ноябре месяце года, предшествующего налоговому году, по краткосрочным и среднесрочным кредитам, и соответствующую маржу (в редакции части (2) статьи 39 Закона).

На 2000 год, учитывая положения части (2) статьи 39 Закона, процентная ставка, которую Национальный банк Молдовы установил по краткосрочным и среднесрочным кредитам в ноябре 1999 года составляет 30% годовых (Monitorul Oficial al Republicii Moldova N 130-132 от 25 ноября 1999 года (часть III, ст.270). Следовательно, начиная с 1 января 2000 года, размер пени по подоходному налогу, исчисленному согласно Налоговому кодексу и неперечисленному в установленный срок, составляет 35% годовых (30+5), или за каждый день просрочки 35%:365 дней.

II. Земельный налог

В текущем году согласно положениям Закона изменен порядок и сроки представления экономическими агентами расчета земельного налога, а также сроки уплаты данного налога. Так, согласно статье 18 Закона юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, представляют органам Государственной налоговой службы расчет земельного налога до 1 июля текущего года.

Исчисление земельного налога и оформление платежных извещений для крестьянских (фермерских) хозяйств, впервые будет осуществляться территориальными органами Государственной налоговой службы совместно с примэриями административно-территориальных единиц, в бюджет которых перечисляется налог.

Платежные извещения будут вручаться руководителю или одному из членов крестьянского (фермерского) хозяйства соответствующими примэриями административно-территориальных единиц не позднее, чем за месяц до первого срока уплаты.

Методические указания по проведению работы по налогообложению крестьянских (фермерских) хозяйств будут разосланы дополнительно.

В соответствии с частью (4) статьи 18 Закона установлены единые сроки уплаты налога для всех налогоплательщиков, которые вносят в бюджет данный налог равными долями не позднее 15 августа и 15 октября текущего года.

Ставки земельного налога на 2000 год установлены в приложении 10 к Закону. В отличие от прошлого года они претерпели некоторые изменения. Так, увеличены ставки земельного налога для земель, находящихся в черте населенных пунктов, на которых расположены строения подсобных сельскохозяйственных предприятий.

Ставки налога для этих земель составляют:

- в муниципиях Кишинэу и Бэлць - 30 леев за 100 кв.м.;

- в других муниципиях, городах и сельских населенных пунктах - 10 леев за 100 кв.м.

Для земельных участков, предоставленных садоводческим товариществам, как приватизированных, так и неприватизированных, расположенных в муниципиях (за исключением муниципиев Кишинэу и Бэлць), городах и сельских населенных пунктах, ставка земельного налога была уменьшена с 5 до 1 лея. Ставка земельного налога для садоводческих товариществ в муниципиях Кишинэу и Бэлць осталась на уровне 1999 года.

На 2000 год не предусмотрено налогообложение по заниженным ставкам земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в черте населенных пунктов, для жителей муниципиев и городов, работающих на сельскохозяйственных предприятиях, а также для пенсионеров этих предприятий.

Впервые предусмотрено снижение земельного налога для тех налогоплательщиков, которые уплатят данный налог предварительно. Таким образом, согласно частям (5) и (6) статьи 18 Закона, установлено, что налогоплательщики, уплачивающие земельный налог до 30 июня, имеют право на скидку в размере 15% от суммы уплаченного налога, а сумма, представляющая данную скидку, остается в распоряжении налогоплательщика, представляет необлагаемый источник дохода и, соответственно, не облагается подоходным налогом. При определении суммы, от которой исчисляется скидка, учитывается остаток по данному налогу, числящийся за налогоплательщиком по состоянию на 1 января 2000 года, и сумма предварительно уплаченного налога в период от указанной даты до момента исчисления (не позднее 30 июня 2000 года) в пределах налоговых обязательств на 2000 год.

Таким образом, сумма земельного налога, которая по состоянию на 1 января 2000 года в учете государственного территориального налогового органа числится как переплата, считается суммой предварительно уплаченного налога, и налогоплательщики имеют право на скидку в размере 15% от указанной суммы.

В случаях, когда за экономическим агентом в учете налогового органа числится недоимка прошлых лет по земельному налогу, предварительно уплаченная сумма направляется на погашение недоимки прошлых лет и только из оставшейся суммы предоставляется скидка в размере 15%.

Обращаем внимание, что в связи с данным положением был изменен расчет земельного налога. В данном расчете дополнительно указывается сумма предварительно уплаченного налога и сумма скидки, на которую имеет право экономический агент (образец расчета прилагается).

Относительно особенностей предоставления льгот по земельному налогу на 2000 год необходимо отметить, что в отличие от 1999 года в текущем году освобождены от уплаты земельного налога Республиканский стадион и Легкоатлетический манеж в Кишиневе, а льгота, предусмотренная в 1999 году для Департамента информации и документирования населения Министерства внутренних дел, на этот год не сохранена.

Одновременно сообщаем, что в текущем году лица, достигшие возраста 61 года - мужчины и 56 лет - женщины, освобождены от уплаты земельного налога за земельные участки, занятые жилищным фондом, и за приусадебные участки в пределах установленных норм, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи. Дополнительно установлена льгота для инвалидов с детства, независимо от того, проживают ли совместно с ними трудоспособные члены семьи. Также уточнен возраст до 18 лет для детей-инвалидов из семей, имеющих право на льготы.

В текущем году учет физических лиц-граждан, плательщиков земельного налога, следует осуществить до 1 июня. Расчет налога осуществляется в примэриях налоговым инспектором совместно со сборщиком налога примэрии по состоянию на 1 июня 2000 года после внесения в личные счета налогоплательщиков всех сумм из платежных документов.

Сотрудники Государственной налоговой службы обязаны провести работу по разъяснению налогоплательщикам порядка предоставления скидки в размере 15% по земельному налогу, предусмотренной частью (5) ст. 18 Закона, в случае его предварительной уплаты.

Если в лицевом счете налогоплательщика, физического лица-гражданина по состоянию на 1 января 2000 года числится недоимка по уплате земельного налога, предварительно уплаченная сумма направляется на погашение недоимки и только из оставшейся суммы после погашения недоимки предоставляется указанная скидка.

В случаях, когда предварительная уплата в размере, превышающем налоговое обязательство, имела место до осуществления расчетов без предоставления налогоплательщику скидки, на момент их осуществления предоставляется указанная скидка и сумма переплаты указывается как остаток и направляется к уплате земельного налога, исчисленного для долей равноценной земли или налога на недвижимое имущество. При отсутствии задолженностей или обязательств по данным налогам, указанная переплата зачисляется в счет платежей будущего года или возмещается налогоплательщику согласно поданному заявлению. Аналогично исчисляется сумма скидки из предварительно уплаченных сумм в период после расчетов, но не позднее 30 июня 2000 года.

Пример:

В лицевом счете гражданина Иона Чобану по состоянию на 1.01.2000 года числится недоимка в сумме 8 леев. 17 апреля текущего года налогоплательщик предварительно уплатил в счет налоговых обязательств по земельному налогу 50 леев. На 2000 год ему исчислен налог в сумме 30 леев.

Таким образом, налогоплательщик излишне уплатил сумму в размере 40,52 лея

(50 леев - 8 леев - 1,48 лея) = 40,52 лея,

где сумма в размере 1,48 лея - пеня, начисленная за период с 15 октября 1999 года до момента погашения недоимки - 17 апреля 2000 года, на недоимку прошлого года - 8 леев.

Так как налогоплательщик предварительно уплатил сумму, превышающую сумму налогового обязательства, скидка исчисляется из предварительно уплаченной суммы, но только в пределах налогового обязательства на 2000 год, то есть из суммы в размере 30 леев. Следовательно, сумма скидки составляет 4,50 лея (30 леев х 15%).

Таким образом, переплата в размере 15,02 лея (40,52 лея - (30 - 4,50) лея), где сумма 25,50 лея (30 - 4,50) - фактически уплаченная сумма исчисленного земельного налога на 2000 год, указывается как остаток и направляется к уплате земельного налога за долю равноценной земли или налога на недвижимое имущество. Эта сумма для указанных налогов считается предварительно уплаченной суммой и на данные суммы предоставляется скидка в размере 15%.

Платежные извещения вручаются всем налогоплательщикам, в том числе и тем, которые имеют переплату по данному налогу, указывая в них и сумму переплаты.

III. Налог на недвижимое имущество

Ставки налога на недвижимое имущество установлены в приложении N11 к Закону.

В текущем году, согласно части (2) статьи 19 Закона, плательщиками налога на недвижимое имущество являются юридические лица, имеющие в собственности или в пользовании (в случае освобождения арендодателя от уплаты налога на недвижимое имущество) недвижимое имущество на территории страны.

Ставка налога для юридических лиц, а также образец расчета налога на недвижимое имущество, аналогичны тем, которые были установлены в 1999 году.

Для физических лиц основные ставки налога не изменились. Только в случаях, когда общая площадь жилых помещений и основных строений, зарегистрированных на праве собственности из числа недвижимого имущества превышает 100 кв.м включительно, в пределах 100 - 150 кв.м включительно, основная ставка увеличивается в 1,5 раза, от 150 - 200 кв.м включительно - в 2 раза, от 200 - 300 кв.м включительно - в 10 раз, а свыше 300 кв.м - в 15 раз.

Согласно части (3) статьи 19 Закона для представления расчета налога на недвижимое имущество и уплаты данного налога физическим лицам, которые являются субъектами предпринимательства, установлены такие же сроки как юридическим лицам.

В текущему году согласно части (4) статьи 19 Закона установлено, что в ставки земельного налога включается налог на недвижимое имущество только предприятий, производящих сельскохозяйственное сырье. Таким образом, недвижимое имущество, используемое для производства сельскохозяйственной продукции, облагается в порядке, установленном частью (3) статьи 19 Закона.

Одновременно частью (8) статьи 19 Закона установлена ответственность по уплате налога на недвижимое имущество как для собственника недвижимого имущества, так и для арендатора в случае арендных отношений.

Таким образом, в случае, если согласно договору обязанность по уплате налога на недвижимое имущество переходит к другому лицу (арендатору), собственник несет ответственность вместе с ним, а органы Государственной налоговой службы имеют право взыскивать сумму задолженности как с арендатора, так и с собственника.

Впервые предусмотрена скидка по уплате налога на недвижимое имущество в размере 15% от суммы уплаченного налога для физических лиц, уплачивающих налог за текущий год до 30 июня. Порядок исчисления скидки в случае предварительной уплаты налога на недвижимое имущество идентичен порядку исчисления соответствующей скидки при предварительной уплате земельного налога.

В случаях, когда в учете налогового органа за физическим лицом числится недоимка прошлых лет по налогу на недвижимое имущество физических лиц, сумма предварительной уплаты направляется на погашение недоимки прошлых лет и только из оставшейся суммы предоставляется скидка в размере 15%.

Обращаем внимание, что в связи с указанным положением был разработан расчет налога на недвижимое имущество физических лиц - субъектов предпринимательства. В данном расчете дополнительно указываются сумма недоимки, суммы предварительно уплаченного налога и скидки, на которую имеет право налогоплательщик (образец расчета прилагается).

Относительно особенностей предоставления льгот по налогу на недвижимое имущество на 2000 год необходимо отметить, что в отличие от 1999 года в текущем году не сохранена льгота для Департамента информации и документирования населения Министерства внутренних дел, а кроме предприятий Общества слепых, Общества глухих и Общества инвалидов освобождаются от налога на недвижимое имущество и организации этих обществ. Остальные льготы, предусмотренные в текущем году, аналогичны льготам, установленным в 1999 году.

Согласно подпункту h) пункта 5) части (1) статьи 25 Закона для предоставления льгот физическим лицам-гражданам установлен лимит стоимости недвижимого имущества по постоянному месту жительства в размере 30 тысяч леев.

В текущем году для пенсионеров, имеющих право на данную льготу, установлен возраст для мужчин - 61 год и для женщин - 56 лет, если с ними не проживают совместно трудоспособные члены семьи.

Дополнительно установлена та же льгота и для инвалидов с детства, независимо от того, проживают ли совместно с ними трудоспособные члены семьи. Также уточнен возраст до 18 лет для детей-инвалидов из семей, имеющих право на льготы.

x х х

Как по земельному налогу, так и по налогу на недвижимое имущество при предоставлении льгот физическим лицам-гражданам сохраняют силу и другие законодательные акты, предусматривающие предоставление льгот этим лицам. В случае, если физическое лицо имеет право на несколько налоговых льгот, ему предоставляется одна из них, наиболее значимая.

В случае несвоевременного внесения налогоплательщиками земельного налога и налога на недвижимое имущество в бюджет, в соответствии с положениями статьи 39 Закона, применяется пеня в размере 0,1 процента от несвоевременно уплаченной суммы за каждый день просрочки.

Одновременно обращаем внимание на то, что все экономические агенты, которые имеют право на льготы в 2000 году, обязаны представить органам Государственной налоговой службы расчеты по налогам для обобщения итоговой суммы льгот, предоставленных в текущем году.

Приложение: на 3 листах.