BIZLEXЗаконодательство Республики Молдова
Документы

Указания N 10-22-03/7 от 25.04.97 о некоторых вопросах по применению налогового законодательства к юридическим и физическим лицам, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в 1997 году

Тип документа
Документы
Дата принятия
25.04.1997

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ

О некоторых вопросах по применению налогового законодательства

к юридическим и физическим лицам, которые осуществляют

предпринимательскую деятельность в 1997 году

N 10-22-03/7  от  25.04.1997

 (в силу 10.07.1997) 

Мониторул Офичиал ал Р.Молдова N 45 ст.69 от 10.07.1997

* * *

Министерство финансов сообщает для сведения и руководства методологию налогообложения юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в соответствии с Законом о государственном бюджете на 1997 год N 1127-XIII от 21 марта 1997 года (далее по тексту - Закон).

I. Налог на прибыль

Законом в 1997 году сохранен общий порядок налогообложения прибыли юридических лиц, налогооблагаемая ставка которой составляет 32 процента от облагаемой прибыли.

В части (2) ст.10 Закона установлено, что прибыль казино и видеосалонов, прибыль от эксплуатации выигрышных игровых автоматов, аттракционов облагаются по ставке в размере 32 процента. С 1 апреля 1997 г. приостанавливается действие части (2) статьи (4) Закона "О налоге на прибыль предприятий" N 1214-XII от 2 декабря 1992 г., по налогообложению этих предприятий по ставке 70 процентов от полученного дохода.

В соответствии с частью (1) ст.(10) Закона установлено, что начиная с 1 апреля 1997 года до принятия Налогового кодекса, экономические агенты-производители продукции (работ) исчисляют налог на прибыль по ставке 32 процента от облагаемой прибыли, уменьшая исчисленную сумму налога на 20 процентов, пропорционально налогооблагаемой базе, полученной от производственной деятельности, при условии ведения бухгалтерского учета вышеназванной деятельности. Обращаем внимание, что налог на прибыль уменьшается только предприятиями - производителями продукции (в т.ч.перерабатывающие продукцию), а также производящими работы. Данная льгота не предоставляется предприятиям, оказывающим услуги.

Таким образом для получения этой льготы экономические агенты обязаны вести учет доходов и расходов по производственной деятельности отдельно от другой деятельности.

Например: Предприятие рассчитало балансовую прибыль за отчетный период в размере 1150,0 тыс.лей, в том числе от производственной деятельности 575,0 тыс.лей. Удельный вес балансовой прибыли от производственной деятельности составляет 50% (575 : 1150 х 100). Налогооблагаемая прибыль составляет 1000.0 тыс.лей, соответственно налогооблагаемая прибыль от производственной деятельности составит 500,0 тыс.лей (1000 х 50 : 100).К уменьшению подлежит начисленная сумма налога на прибыль производственной деятельности в размере 160 тыс.лей (прибыль от производственной деятельности 500,0 тыс.лей умножается на 32%, что равняется 160 тыс.лей) в размере 20 процентов, что составит 32 тыс.лей (160 х 20 : 100). Указанное предприятие должно перечислить в бюджет за отчетный период налог на прибыль в сумме 288,0 тыс.лей (160 + 160 - 32).

В соответствии с частью (2) ст.25 Закона предприятия независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, использующие доходы от продажи активов на пополнение оборотных средств и инвестиций, уплачивают 50 процентов налога на прибыль (доход) с указанных доходов.

Соответственно предусматривается что сумма налога на прибыль, полученная от продажи основных средств (активов), используемая на пополнение оборотных средств или инвестирование, исчисляется исходя из ставки 32 процента, но 50 процентов из суммы исчисленного налога не перечисляются в бюджет, а используются по назначению и соответственно учет этих сумм ведется отдельно.

Начиная с 1 апреля 1997 года приостанавливается действие части (2) ст.4 и части (1) ст.6 Закона о налоге на прибыль предприятий N 1214-XII от 2 декабря 1992 года, с учетом изменений и дополнений за исключением льготы, связанной с фактическими произведенными затратами на капитальные вложения по техническому оснащению (перевооружению) и реконструкции производства, при условии полного использования амортизационных отчислений. В связи с изложенным были внесены изменения в приложение 10 к инструкции Министерства финансов N 4-02 от 02.09.93 года, которая прилагается.

Техническим оснащением (перевооружением) предприятий считается осуществление мер: по совершенствованию до современного технического уровня некоторых участков производства, внедрению новой техники и технологий, модернизации и замены устаревшего оборудования и физически изношенного на новое, улучшению структуры и организации производства, усовершенствованию оборудования завода, а также осуществлению мероприятий, направленных на обеспечение роста производства, улучшение его качества, роста производительности труда, снижение себестоимости, улучшение других производственных показателей.

При исчислении налога на прибыль вышеназванная льгота предоставляется в размере разницы между фактическими затратами по техническому оснащению (перевооружению) и неиспользованными амортизационными отчислениями.

Документами, на основании которых проверяется правильность использования этой льготы, являются

- отчет о наличии и движении источников средств предприятия (форма N10);

- проектно-сметная документация по капитальным вложениям по техническому оснащению (перевооружению);

- данные аналитического учета по счету 08 "Капитальные вложения", статистической отчетности по капитальным вложениям.

В 1997 году в соответствии с частью (1) ст.(11) Закона при исчислении налога на прибыль юридических лиц, налогооблагаемая прибыль уменьшается

а) на сумму прибыли, фактически перечисленную на цели благотворительности и спонсорства, - в размере до 10 процентов;

b) на сумму прибыли, подлежащую перечислению фондам социальной поддержки населения, - в размере одного процента балансовой прибыли. Таким образом налоговые инспекции в расчетах налога на прибыль уменьшают налогооблагаемую прибыль не на суммы фактически перечисленные, а на исчисленные и подлежащие перечислению.

Согласно части (2) ст.29 Закона о налоге на прибыль при условии, что рентабельность от основной экономической деятельности не превышает 25%, освобождены следующие экономические агенты:

а) лечебно-производственные (трудовые) мастерские при психиатрических больницах, лечебницах Министерства здравоохранения, использующие труд инвалидов;

b) учебные и производственные предприятия и организации, в которых инвалиды и пенсионеры составляют 50 процентов и более списочного персонала;

с) Республиканский экспериментальный центр по протезированию, ортопедии и реабилитации Министерства труда, социальной защиты и семьи;

d) предприятия пенитенциарных учреждений, при условии направления не менее 70 процентов от дохода на развитие производства.

Основной деятельностью в соответствии с "Классификатором видов деятельности Молдовы", утвержденным постановлением Департамента статистики республики N40 от 16 сентября 1993 года, считается та деятельность, на долю которой приходится более 50 процентов выручки от реализованной продукции. Для определения доли вида деятельности (в процентном выражении) в общем объеме реализованной продукции (работ, услуг) необходимо отнести стоимость реализованной продукции (например, услуги по обучению) к общему объему реализованной продукции или услугам, оказанным данным предприятием.

Для получения этой льготы предприятия обязаны вести отдельный аналитический учет деятельности, подлежащей льготированию на счетах, которые определяют себестоимость продукции, ее реализацию и финансовый результат.

В случае нарушения каких-либо из указанных условий (рентабельность, количество работающих пенсионеров, долевую часть, подлежащую льготированию в общем объеме реализации) экономическому агенту данная льгота не предоставляется.

Все условия и необходимые показатели для оказания этой льготы исчисляются нарастающим итогом с начала года.

В связи с тем, что частью (1) ст.24 Закона установлено, что предприятия, учреждения и организации, которые имеют на территории республики филиалы, уплачивают за них в местный бюджет все налоги и сборы по месту нахождения филиалов, начиная с 1 апреля 1997 года предприятия, имеющие на территории республики филиалы и структурные подразделения, за исключением предприятий "Пошта Молдовей", "Молдтелеком", "Молдэнерго", "Железная дорога Молдовы", обьединения "Термокомэнерго", перечисляют в местный бюджет по месту нахождения:

а) филиалов - соответствующую часть налога на прибыль от прибыли, полученной филиалом;

b) структурных подразделений - часть налога на прибыль, исчисленную пропорционально численности работающих подразделений.

Пример N1: В отчетном году предприятие (в муниципии Кишинэу), которое располагает 3 филиалами (имеет субсчета, составляет собственный баланс) получило прибыль в размере 13100 тыс.лей, в том числе прибыль головного предприятия-7600 тыс.лей, филиала N1 - 3200 тыс.лей, филиала N2 - 4300 тыс.лей, филиала N3 - убытки - 2000 тыс.лей. Налогооблагаемая прибыль составляет 12000 тыс.лей, а налог на прибыль - 3840 тыс. лей (12000 х 32 : 100).

Исходя из нормативных отчислений из прибыли, регламентированной к внесению в бюджет территориально-административными единицами (согласно приложению 2 к Закону), головное предприятие (Кишинэу) перечисляет 60 процентов в госбюджет и 40 процентов - в местные бюджеты.

То есть, в республиканский бюджет следует перечислить 2300 тыс.лей (3840 х 60 : 100) и в местный бюджет - 1540 тыс.лей (3840 - 2300) пропорционально налогооблагаемой прибыли филиалов, которая составляет 15100 тыс. лей (7600 + 3200 + 4300).

Пример N2: В отчетном году налогооблагаемая прибыль предприятия АО "Succes" (в муниципии Кишинэу), которое имеет два магазина (подразделения, не являющиеся филиалами и не составляющие самостоятельно баланс) составила 10 тыс.лей, налог на прибыль соответственно составил 3200 лей. Общее количестве работников составляет 130 единиц, в том числе: по головному предприятию 100 единиц, по подразделению N1 - 10 единиц, по подразделению N2 - 20 единиц.

Исходя из нормативных отчислений от регламентированных доходов в бюджет административно-территориальных единиц, 60 процентов от налога на прибыль перечисляется в госбюджет, а 40 процентов в местные бюджеты.

То есть, данное предприятие перечисляет 1920 лей (3200 х 60 : 100) в госбюджет, а остальные 1280 лея (3200 х 40 : 100) распределяются местным бюджетам пропорционально количеству работников (130 единиц).

Головные предприятия, указанные в части (2) ст.24 представляют налоговым инспекциям по месту расположения детальный расчет сумм налога, которые следует перечислить в местные бюджеты по каждому филиалу и структурному подразделению. Налоговые инспекции по месту расположения головных предприятий на основании указанных расчетов сообщают налоговым инспекциям по месту расположения филиалов и структурных подразделений суммы налога на прибыль, которые должны быть перечислены в местные бюджеты и проведены на лицевом счете филиалов и структурных подразделений.

Ответственность за своевременное и полное перечисление средств, причитающихся со структурных подразделений в местный бюджет по месту их нахождения, несут организации, в состав которых входят эти структурные подразделения.

Все штрафные санкции, в том числе наложенные по результатам проверок этих организаций взыскиваются в бюджет с головных предприятий.

Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в местные бюджеты по месту нахождения структурных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения головного предприятия (организации), в состав которого входят данные структурные подразделения.

Налогообложение физических лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью (индивидуальное предприятие, полное товарищество, командитное товарищество), в 1997 году осуществляется на условиях, установленных Законом "О подоходном налоге с физических лиц" N1218-XII от 3 декабря 1992 г. и согласно ставкам Закона о государственном бюджете на 1997 год (см.приложение 13 к Закону).

Одновременно сообщаем, что согласно ст.13 Закона до принятия Налогового кодекса установлена предварительная оплата подоходного налога с физических лиц за оказание некоторых видов услуг (см. приложение 7 к Закону). Оплата осуществляется в порядке, установленном Министерством финансов и согласованном с Комиссией Парламента по финансам и бюджету. В связи с этим изменена Декларация о доходах физических лиц на 1997 год (приложение 1 к инструкции Министерства финансов N 203 от 20.05.96г.). Порядок оплаты данного налога будет сообщен дополнительно в ближайшее время.

Вышеуказанные положения не распространяются на экономических агентов, исчисляющих налог на прибыль в соответствии с Законом об иностранных инвестициях N 998-XII от 1 апреля 1992 года.

В связи с предоставленной льготой предприятиям-производителям, а также с изменением порядка перечисления налога на прибыль за филиалы и структурные подразделения головным предприятием с использованием доходов от продажи активов на пополнение оборотных средств и инвестиции соответственно были изменены расчеты налога на прибыль предприятий (приложения 13, 14 к инструкции Министерства финансов N 4-02 от 2.09.93г.). Формы указанных расчетов прилагаются.

II. Налогообложение банков и других

кредитных учреждений

В 1997 году налогообложение банков и других кредитных учреждений будет осуществляться в соответствии с Законом "О налогообложении прибыли банков и других кредитных учреждений" N 490-XIII от 8 июня 1995 года и Законом о государственном бюджете на 1997 год.

Учитывая содержание пункта (2) ст.7 и пунктов (2,3) статьи 11 Закона "О налогообложении прибыли банков и других кредитных учреждений", начиная с 1 января 1997 года обложение прибыли банков будет осуществляться по ставке 32%.

В соответствии с пунктом (2) ст.11 Закона коммерческим банкам продолжается компенсация потерь от кредитования жилищно-строительных кооперативов, а также предоставления льготных и беспроцентных кредитов определенным категориям лиц.

К данным категориям лиц относится:

- участники боевых действий по защите территориальной целостности и независимости Республики Молдова;

- жертвы политических репрессий периода 1917-1990 гг.;

- участники событий в Афганистане;

- граждане, пострадавшие от стихийных бедствий в августе 1994 года;

- участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы;

- участники второй мировой войны.

Возмещение потерь от оказания данных льготных кредитов производится за счет уменьшения суммы налога на прибыль, подлежащей внесению в бюджет, на сумму потерь прибыли за вычетом налога от потерь прибыли.

Пример: Сумма потерь прибыли банка от оказания льготных кредитов составляет 200 тыс.лей. В данном случае сумма, которая подлежит исключению из налога на прибыль равна 130 тыс.лей (200 - (200 х 32 : 100)).

Величина потерь, понесенных коммерческими банками от оказания данных кредитов, определяется

- для кредитов, выданных жилищно-строительным кооперативам до 29 июля 1994 года в соответствии с Постановлением Правительства "О мерах по оказанию помощи жилищно-строительным кооперативам" N 349 от 7 июня 1993 года, - как разница между процентной ставкой 13 процентов (с маржой 3 процента по ресурсам, приобретенным у Национального банка Молдовы) и процентной ставкой за кредиты, предоставленные жилищно-строительным кооперативам. В соответствии с пунктом (2) данного постановления, коммерческие банки должны были оказывать кредиты жилищно-строительным кооперативам на срок до 25 лет при ставке 3% в год (годовых).

- для кредитов выданных после 29 июля 1994 года в соответствии с Постановлением Парламента Республики Молдова N 209 от 29 июля 1994 года, жилищно-строительным кооперативам, указанным в приложении к данному постановлению, - как разница между процентной ставкой 13 процентов (с маржой 3 процента по ресурсам, приобретенным у Национального банка Молдовы) и процентной ставкой за кредиты, предоставленные жилищно-строительным кооперативам;

- для кредитов, выданных в соответствии с Постановлением Парламента Республики Молдова "О жилищно-строительных кооперативах" N 834-XIII от 16 мая 1996 года, жилищно-строительным кооперативам, указанным в приложении к данному постановлению, - в размере ставки рефинансирования Национального банка Молдовы на период пользования кредитом. Согласно пункту (2) данного постановления коммерческие банки предоставляют кредиты жилищно-строительным кооперативам за счет средств Национального банка под 5 процентов годовых на срок до 15 лет с момента сдачи в эксплуатацию жилых домов;

- в пределах разницы в процентной ставке, но не более 20 процентов, для выданных льготных и беспроцентных кредитов определенным категория лиц в соответствии с постановлениями Правительства и Парламента Республики Молдова:

а) N 779 от 30 ноября 1992 года "Об утверждении Положения о выдаче беспроцентных долгосрочных ссуд семьям погибших - участникам боевых действий, а также гражданам, пострадавшим в результате военного конфликта";

b) N 120 от 05 марта 1993 года "Об утверждении Положения о выдаче льготных банковских кредитов участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, сотрудникам полиции и военнослужащим войск карабинеров, участникам событий в Афганистане, инвалидам Отечественной войны и семьям погибших военнослужащих";

с) N 213-XIII от 07 сентября 1994 года "О неотложных мерах по ликвидации последствий стихийных бедствий августа 1994 года".

Льготные и беспроцентные кредиты выдаются на определенные цели, и в частности на:

- строительство индивидуального жилья;

- приобретение домов и индивидуальных квартир.

Льготными и беспроцентными кредитами указанные категории граждан могут пользоваться только один раз и гарантом возвратности кредита выступают органы местного публичного самоуправления.

Выдача кредитов производится на основе следующих документов, подтверждающих право на данную льготу:

- гражданам, участвовавшим в событиях в Афганистане, инвалидам отечественной войны и семьям погибшим военнослужащих - соответствующего документа, выданного Министерством обороны;

- участникам ликвидации чернобыльской катастрофы - удостоверение участника ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;

- для строительства индивидуального жилого дома представляется заверенная в установленном порядке выписка из решения примэрии о выделении земельного участка под постройку дома, разрешенный к строительству проект дома с указанием сметной стоимости строения, заверенный районным архитектором. При осуществлении гражданами совместного строительства многоквартирных жилых домов, кроме указанных документов представляется один экземпляр заключенного между участниками коллектива договора, в котором должны быть указаны сведения об участниках коллектива или доли каждого из них в коллективном строительстве;

- для покупки у граждан индивидуальных жилых домов с надворными постройками и квартир - договор купли-продажи, удостоверенный в нотариате;

- другие документы, нужные банку для изучения платежеспособности данных граждан, обеспеченности залогом, а также обеспеченности возвратности кредита.

При проведении проверок правильности пользования данными льготами коммерческими банками и их филиалами при выдаче данных кредитов, необходимо наличие всех вышеназванных документов, в противном случае льгота не предоставляется, налог на прибыль пересчитывается и подлежит внесению в бюджет.

В 1997 году до вступления в силу Налогового кодекса прибыль коммерческих банков от покупки государственных ценных бумаг освобождена от налогообложения (часть(1) d) ст.11 Закона).

Государственные ценные бумаги состоят из казначейских обязательств и облигаций. Льготированию подлежит прибыль от ценных бумаг, приобретенных, начиная с 1 января 1997 года.

Также следует отметить, что в 1996 году банки были освобождены от налогообложения только той прибыли, которая была получена от распродажи казначейских обязательств.

В 1997 году финансовые учреждения обязаны в пятидневный срок информировать территориальные органы Государственной налоговой службы об осуществлении хозяйствующими субъектами, которые обслуживаются этими учреждениями, операций перевода другим хозяйствующим субъектам, расположенным за границей, суммы превышающей 50 тыс.лей (либо эквивалент этой суммы в любой иностранной валюте), или перечисления в течение 90 дней общей суммы, превышающей 100 тыс. лей (либо его эквивалент). Соответствующая информация строго конфиденциальна; распространение ее работниками налоговых органов влечет предусмотренную законодательством ответственность. В случае непредставления соответствующей информации органы Государственной налоговой службы налагают на финансовые учреждения финансовые санкции в размере сумм, подлежащих сообщению (части (1), (2) ст.35 Закона).

В соответствии с частью (2) ст.37 Закона Национальный банк Молдовы, другие финансовые учреждения, органы таможенного контроля принимают к исполнению документы, в том числе расчетные, только от хозяйствующих субъектов, которым присвоен фискальный код и только при наличии на них фискального кода. Невыполнение данного требования влечет применение органами Государственной налоговой службы и департамента финансового контроля и ревизий при Министерстве финансов финансовых санкций в размере от 75 до 100 минимальных заработных плат за каждый случай нарушения.

Часть (1) ст.23 Закона предусматривает, что налог на прибыль коммерческих банков и других финансовых учреждений полностью зачисляется в государственный бюджет, а в местный бюджет зачисляются только местные налоги.

Следует отметить, что начиная с 1 января 1997 года в соответствии с Регламентом классификации кредитов и резервирования средств в фонд риска N17/09-01 от 12 июня 1996 года, на основе общих сумм кредитов каждой категории определяется размер отчислений в фонд риска в следующих процентах:

- стандартные - 2%

- под наблюдением - 5%

- субстандартные - 30%

- сомнительные - 75%

- безнадежные - 100%.

В то же время, начиная с 1 января 1997 года на каждый отчетный период сумма фонда риска, исчисленная в зависимости от структуры кредитного портфеля (классификации кредитов), начисляется в размере 100%. (стр.1 прил.5 к письму Главной государственной налоговой инспекции N10-22-03/748 от 25.09.96 года).

Обращаем внимание, что льготе подлежит только разница между необходимой суммой фонда риска на отчетную дату и необходимой суммой фонда риска на начало года (стр.3 прил.5). В случае, если исчисленная сумма фонда риска в отчетный период ниже суммы фонда риска, исчисленного на начало года, разница прибавляется к налогооблагаемой прибыли и подлежит налогообложению (стр.6 прил.5).

Для определения суммы фонда риска, подлежащей льготированию, не следует учитывать направленные суммы из фонда риска для покрытия кредитов, классифицированных как безнадежные, то есть льготируется только формирование фонда риска, не учитывая использованные суммы из данного фонда.

Пример: Исчисленный фонд риска на 1.07.97 года составляет 1500 тыс.лей, фонд риска, исчисленный по состоянию на 1.01.97 года. - 100 тыс.лей. В соответствии с назначением из фонда риска были использованы на погашение безнадежных кредитов 300 тыс.лей и таким образом сальдо фонда риска по состоянию на 1.07.97 года составляет 700 тыс.лей. В данном случае льготированию подлежат 500 тыс.лей (1500 - 1000), а не 800 тыс.лей (1500 - 700).

Расчет налога на прибыль банков в 1997 году следует представлять согласно приложению 2, расшифровку льгот, предоставленных из прибыли, - приложению 3, расчет сумм превышения нормируемых величин на подготовку и переподготовку кадров, рекламу и представительские расходы при исчислении налогооблагаемой прибыли - приложению 4 (по сравнению с 1996 годом расчет был изменен - в размер нормируемых величин, принимаемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, кроме представительских расходов были включены и расходы на подготовку и переподготовку кадров и рекламу), расчет сумм фактических отчислений из прибыли в фонд риска - приложению 5, расшифровку налоговых льгот, предоставленных из суммы налога на прибыль, - приложению 6 (учитывая уточнения, предусмотренные Законом). Формы данных расчетов прилагаются.

В 1997 году сохраняется общий порядок налогообложения прибыли страховых компаний, предусмотренный во "Временном положении о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль страховых организаций в 1996 году" (письмо Министерства финансов N05/1-07/112 от 01.03.97г.), с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом о государственном бюджете на 1997 год N1127-XIII от 21 марта 1997 г.

В 1997 году согласно части (1) ст.23 Закона налог на прибыль страховых компаний полностью зачисляется в государственный бюджет, а в местный бюджет перечисляется соответственно только местные налоги.

III. Земельный налог

В 1997 году земельный налог исчисляется юридическими лицами в соответствии с Законом "О земельном налоге и порядке налогообложения" N 1245-XII от 22 декабря 1992 года, Положением "О порядке исчисления и взимания земельного налога с юридических и физических лиц", утвержденным Постановлением Правительства Республики Молдова N 617 от 5 октября 1993 года, законами о внесении изменений и дополнений в вышеназванный Закон (Прил.6 к данному письму) и Законом о государственном бюджете на 1997 год.

В соответствии с пунктом (4) ст.20 Закона приостанавливается действие статьей 5, 6 и 7, части (2) ст.11, части (4) ст.12, последней части ст.14, подпункта а) ст.15 и приложений 1, 2 и 3 Закона"О земельном налоге и порядке налогообложения" N 1245-XII от 22 декабря 1992 года.

В приложении 11 к Закону предусмотрены ставки земельного налога на текущий год (прил. 1 к настоящему письму).

В соответствии с пунктом 20 Положения "О порядке исчисления и взимания земельного налога с юридических и физических лиц", на основании данных государственного земельного кадастра, утвержденных ставок земельного налога, юридические лица представляют государственным налоговым инспекциям расчет земельного налога, согласованного с органами местного публичного управления (землеустроительная служба), в части площадей земель и кадастровых показателей (балло-гектар).

В соответствии с частью (2) ст.20 Закона расчет земельного налога в органы Государственной налоговой службы представляется:

а) сельскохозяйственными предприятиями и садоводческими товариществами - не позднее 1 июня;

b) другими юридическими лицами - не позднее 1 марта.

Земельный налог вносится в местные бюджеты равными долями в следующем порядке (согласно части (3) ст.20):

а) сельскохозяйственными предприятиями и другими юридическими лицами, кроме садоводческих товариществ - не позднее 15 июля, 15 сентября и 15 ноября;

b) садоводческими товариществами и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, - в сроки, установленные органами местного публичного управления, но не позднее 15 октября.

Льготы по земельному налогу в 1997 году предоставляются в соответствии:

- со ст.8 и 9 Закона "О земельном налоге и порядке налогообложения" N 1245-XII от 22 декабря 1992 года;

- с законами о внесении изменений и дополнений в вышеназванный закон (см.прил. 6 к настоящему письму);

- с частью (5) ст.20, с пунктами (3) и (8) ст.29 Закона.

В 1997 году обладатели земель будут исчислять земельный налог следующим образом.

1. Для земель сельскохозяйственного назначения

В 1997 году земельный налог для земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным предприятиям, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, исчисляется в соответствии со ставками земельного налога, указанными в приложении 1 и 2 к данному письму и в соответствии с расчетом по форме согласно приложениям.

Часть (5) ст.20 Закона предусматривает, что сельскохозяйственным предприятиям независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, в том числе крестьянским (фермерским) хозяйствам, производящим и поставляющим молоко на перерабатывающие предприятия республики, учреждениям, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней или за счет собственных средств сельскохозяйственных предприятий, и населению, при условии ведения бухгалтерского учета, возмещается 50 бань за один литр молока в счет платежей в бюджет (задолженности и текущих) по земельному налогу, других платежей и возврата бюджетных кредитов. Указанные суммы не подлежат обложению налогом на прибыль.

В пункте 1 приложения 11 к Закону предусмотрено, что юридическим и физическим лицам, ведущим бухгалтерский учет хозяйственной деятельности по полной форме и уплачивающим в бюджет подоходный налог с физических лиц, суммы данного налога засчитываются при очередном платеже земельного налога с расчетом, что предельная сумма земельного налога, подоходного налога с физических лиц и налога на недвижимое имущество не превышает суммы земельного налога, исчисленного по действующей ставке.

В случае, если сумма подоходного налога с физических лиц, внесенная в бюджет, больше суммы исчисленного земельного налога, указанная разница не компенсируется предприятию.

Юридические лица, которые не ведут бухгалтерский учет хозяйственной деятельности по полной форме, уплачивают в бюджет земельный налог по ставкам, предусмотренным подпунктами а) и b) части (1) прилож.1 к настоящему письму.

2. Для земель в черте и за пределами населенных пунктов

Земельный налог для земель в черте населенных пунктов, занятых жилищным фондом, приусадебными участками, гаражно-строительными кооперативами и для земель промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения, а также и для земель, расположенных за пределами населенных пунктов, исчисляется в соответствии со ставками земельного налога, предусмотренными в пунктах 2 и 4 приложения N 1 и приложения N 3 к данному письму.

В соответствии с пунктом 2(а) приложения N 1 к данному письму ставка земельного налога за 100 кв.м земель в черте остальных городов-резиденций составляет 2 лея.

К остальным городам-резиденциям относятся города согласно Закону N 306-XIII от 7 декабря 1994 об административно-территориальном устройстве Республики Молдова, в которых находятся руководящие органы районов.

Городами, в которых применяется ставка налога 1 лей за 100 кв.м земли, являются: Кодру, Крикова, Дурлешть, Сынжера, Вадул-луй-Водэ, Ватра муниципия Кишинэу, Липкань района Бричень, Купчинь района Единец, Гидирим, Маркулешть района Флорешть, Яргора района Леова, Отачь, Фрунзе района Окница, Бируинца района Сынжерей, Быковец района Стрэшень, Корнешть района Унгень.

3. Для земель, предоставленных садоводческим товариществам

Садоводческие товарищества исчисляют суммы земельного налога, которые должны быть внесены в бюджет, в соответствии с пунктом 3 приложения 1 и приложением 4 к данному письму.

В расчет включается вся площадь садоводческого товарищества, в том числе площадь, занятая дорогами, домами и другими строениями.

Сбор сумм земельного налога от членов садоводческих товариществ и внесение их в бюджет осуществляется руководством товарищества.

Для освобождения от уплаты земельного налога за земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам, в том числе и площадей, занятых дорогами, в соответствии с подпунктом d) пункта 3 части 1 ст.29 Закона члены садоводческих товариществ обязаны представить руководству налоговой инспекции следующие документы:

а) копию или ксерокопию основных данных из удостоверения пенсионера, инвалида, удостоверенную председателем товарищества;

b) кроме того, для лиц, указанных в первом абзаце подпункта d) пункта 3 части 1 ст.29 Закона, документы, подтверждающие, что с пенсионером, инвалидом не проживают трудоспособные члены семьи (выписку из домовой книги - для лиц, проживающих в собственном доме или в приватизированной квартире, и справку от жилищно-эксплуатационного участка - для лиц, проживающих в государственной квартире).

На основании указанных документов руководство садоводческого товарищества составляет список членов товарищества, которые должны быть освобождены от уплаты земельного налога, и представляет его примэрии, на территории которой находится товарищество. В данный список включаются основные данные из документов каждого члена товарищества.

4. Для земель, индивидуальных предприятий

Сумма земельного налога за земли, занятые зданиями и сооружениями, используемые физическими лицами в предпринимательской деятельности, исчисляется в соответствии с:

а) пунктом 2(а) приложения 1 к настоящему письму, если индивидуальное предприятие занимается торговлей или бытовым обслуживанием населения и его производственные здания расположены на приусадебном участке (в черте населенных пунктов);

b) пунктом 2(b) приложения 1, если индивидуальное предприятие занимается промышленной деятельностью или транспортом и его производственные здания расположены на приусадебном участке (в черте населенных пунктов);

с) пунктом 4 приложения 1, если индивидуальное предприятие занимается промышленной деятельностью или транспортным обслуживанием и его производственные здания расположены за пределами населенного пункта.

IV. Налог на недвижимое имущество

В 1997 году налог на недвижимое имущество исчисляется юридическими лицами в соответствии с Указом Президента Республики Молдова "О налоге на недвижимое имущество" N 189 от 08.11.93 года с учетом внесенных изменений и Законом "О государственном бюджете на 1997 год". В соответствии со статьей 22 Закона в 1997 году подлежат налогообложению здания и строения, находящиеся на балансе экономических агентов. Классификация основных средств осуществляется в соответствии с "Классификатором основных средств национальной экономики Республики Молдова", утвержденным Постановлением Департамента статистики республики N 40 от 16.09.93 года.

Согласно части (1) ст.22 в прил.13 к Закону установлена ставка налога на недвижимое имущество юридических лиц (за исключением жилищно-строительных кооперативов и кооперативов по строительству гаражей) в размере 0,1% от остаточной стоимости зданий и сооружений, зарегистрированных на балансе предприятия по состоянию на 1 мая 1997 года.

Недвижимое имущество жилищно-строительных кооперативов и кооперативов по строительству гаражей, садоводческих товариществ облагается согласно ставкам и условиям, установленным для физических лиц. Плательщиками налога являются члены кооперативов и товариществ. Для освобождения от указанного налога они обязаны представить руководству кооператива, садоводческого товарищества следующие документы: копию удостоверения пенсионера, инвалида и копию книги недвижимого имущества члена товарищества или кооператива.

Остаточная стоимость недвижимого имущества по исчислению налога исчисляется от восстановительной стоимости за минусом износа .

Среднегодовая стоимость недвижимого имущества определяется как средняя хронологическая величина, на основании данных согласно сальдовых сумм на начало каждого отчетного месяца.

Сальдо на начало и конец отчетного периода (первый квартал, полугодие, 9 месяцев, год) берутся наполовину. Полученная сумма делится на количество месяцев отчетного периода.

Согласно части (2) ст.22 Закона все предприятия, производящие сельхозпродукцию , в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивают налог в составе земельного налога. Но сельхозпредприятия, которые имеют на балансе цеха по переработке сельхозпродукции, исчисляют указанный налог только от стоимости зданий и строений перерабатывающих цехов.

Плательщиками налога на недвижимое имущество, сданное в аренду, являются арендодатели.

Налог на арендованное у государства недвижимое имущество уплачивает арендное предприятие-арендатор.

В соответствии с пунктом (4) ст.29 Закона в 1997 году освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество следующие объекты:

а) учреждения и организации, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней (госбюджет и местный). Учреждения и организации , которые находятся на самофинансировании и получают субсидии от указанных бюджетов (например Управление по эксплуатации дорог, Управление по эксплуатации жилой площади), не освобождаются от уплаты налогов;

b) предприятия пенитенциарных учреждений;

с) объекты социально-культурного назначения (дошкольные учреждения, общежития, жилой фонд, в случае если они не используются в течение года в предпринимательских целях;

d) объекты гражданской защиты;

е) дипломатические представительства - по недвижимому имуществу, предоставленному им на взаимной основе без арендной платы. В настоящее время такие договоры заключены со следующими государствами: Румынией, Турцией - до августа 1997 года;

f) религиозные организации - по недвижимому имуществу, предназначенному для совершения культовых обрядов;

g) Республиканский экспериментальный центр по протезированию, ортопедии и реабилитации Министерства труда, социальной защиты и семьи;

h) Железная дорога Молдовы, при условии использования начисленных сумм на приобретение подвижного состава.

В соответствии с пунктом 8 ст.29 Закона освобожден от налога Департамент информации и документирования населения Министерства внутренних дел.

Все экономические агенты, которым предоставлены в 1997 году льготы по данному налогу, обязаны представить налоговой инспекции по месту расположения расчеты налога, для обеспечения в налоговых инспекциях учета льгот, предоставленных в 1997 году.

В 1997 году налог исчисляется (согласно расчету налога в местный бюджет по недвижимому имуществу, подлежащему налогообложению, в соответствии с приложением 17 к инструкции Министерства финансов N 4-02 от 02.09.93г. от остаточной стоимости зданий и сооружений, уменьшенной на сумму предоставленных льгот по данному налогу, применяя ставку 0.1%. Пример расчета прилагается ( см. прил. 17 на 1997 год).

Недвижимое имущество физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагается согласно ставкам и условиям, установленным для физических лиц, но определение его стоимости осуществляется в порядке, установленном для юридических лиц.

На 1997 год для физических лиц установлены следующие ставки налога на недвижимое имущество в зависимости от стоимости зданий и строений (см. прил.13 к Закону):

- приватизированные квартиры, недвижимое имущество, строения на дачных участках, гаражи - 0,3%;

- недвижимое имущество, используемое в предпринимательских целях в муниципиях Кишинэу, Бэлць, в городах-резиденциях - 0,5%, в городах и сельских местностях - 0,3%.

В связи с осуществлением в настоящее время работ по определению реальной базы налогообложения недвижимого имущества налоговым инспекциям следует до получения дополнительных указаний воздержаться от обложения недвижимого имущества физических лиц.

V. Отчисления в Социальный Фонд

Согласно части (2) ст.33 Закона управление отчислениями в бюджет государственного социального страхования осуществляется органами Государственной налоговой службы в соответствии с правами, предоставленными этим органам, и с ответственностью плательщиков за нарушение налогового законодательства, установленной Законом "Об основах налоговой системы" N 1198-XII от 17 ноября 1992 года и Законом "О Государственной налоговой службе" N 876-XII от 22 января 1992 года.

О порядке исчисления и уплаты в 1997 году взносов обязательного государственного социального страхования будет сообщено дополнительно.

VI. Дорожный фонд

В 1997 году при исчислении сборов в дорожный фонд следует руководствоваться Законом "О дорожном фонде" N720-XIII от 02.02.96 года и Положением "О порядке образования и использования дорожного фонда", утвержденным Постановлением Парламента Республики Молдова N 893-XIII от 26.06.96 года, а также Законом о Государственном бюджете на 1997 год.

В соответствии с частью (3) ст.23 Закона предусмотрено, что средства, поступающие от выдачи лицензий на проведение автотранспортных работ, работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также разрешений на осуществление международных автотранспортных перевозок (за исключением средств, используемых в соответствии со сметой, согласованной с Министерством финансов, на содержание Транспортной инспекции, Главного управления дорожного хозяйства, Государственного предприятия "Agenţia Moldovei Trafic Auto Internaţional" Министерства транспорта и дорожного хозяйства) перечисляются на специальный счет Департамента Казначейства Министерства финансов с последующей передачей в дорожный фонд.

В соответствии с частями (1 и 2) ст.39 Закона предусмотрено, что в 1997 году 40 процентов от поступлений акцизов на бензин и дизельное топливо перечисляются в дорожный фонд, при этом общая сумма перечислений не должна превышать 75 миллионов лей.

При исчислении платежей в дорожный фонд применяются ставки сборов, предусмотренные приложениями 1, 3 и 4 Закона о дорожном фонде, а также ставки сборов, предусмотренные в приложении 16 Закона о государственном бюджете 1997 год. По транспортным средствам, которые прошли технический осмотр до опубликования Закона о государственном бюджете на 1997 год, пересчет и доплата уплаченного сбора не производится.

Начиная с 1997 года вводится расчет для исчисления сбора в дорожный фонд за пользование автомобильными дорогами с владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Республике Молдова согласно приложению 6 к настоящему письму.

О порядке исчисления и уплаты в 1997 году сборов в дорожный фонд согласно Закону "О дорожном фонде" будет сообщено дополнительно.

Государственным налоговым инспекциям следует:

1. организовать контроль за соблюдением действующего налогового законодательства по налогообложению юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой внесения платежей в бюджет;

2. организовать обособленный учет не перечисленных в бюджет сумм в результате предоставления льгот согласно Закону о государственном бюджете на 1997 год и предоставить Главной государственной налоговой инспекции эти сведения до 10 августа 1997 года - за первое полугодие, до 10 марта 1998 года - за 1997 год;

3. довести до сведения налогоплательщиков данные указания.